Влачась по философическим кущам.

Aug 09, 2013 00:52

Из-за отсутствия одарённости и от природной неуклюжести только и могу сновать вокруг да около курятника. А внутрь заглянуть недостаёт сноровки и навыка. Ведь посрамлённым и без добычи не хочется отползать в свою нору. Потому вяло сижу и мусолю давно известные косточки. Чтоб вспомнить вкус посредственных одолений и захотеть ринуться за более значимыми. Вот и решил навострить язычок. Диалектику мало-мало поворошить.
Спасибо умным людям, добыли наиполезнейшие категории в непроходимых дебрях дремучести. Так и появились эти зверьки зоопарка философического из стада диалектики категории: ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ)  и ЕДИНИЧНОЕ. Они  суть СВОЙСТВА, за которыми скрывается осмысление СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ явлений бытия. И здесь сразу важно отметить, что всеобщее и единичное сами не являются объектами, а есть только свойства. Свойства всякой вещи. Но не абы какой вещи, не хлама какого, а «относительно обособленного, качественно определённого фрагмента бытия». Именно так вещь понимается в философии. И чтоб эдак красиво определяемая штучка не влачилась в сирой одежонке «вещь», то и названа она броско - категорией  ОТДЕЛЬНОГО.

Так вот значит хотим мы, к примеру, из всей глыбы бытия на чистую воду вывести конкретное обособленное нечто. Для этого начинаем мыслить его категорией  ОТДЕЛЬНОЕ.  И коль скоро отдельное это красивый синоним вещи, и всякую вещь мы понимаем как множество признаков ей присущих, то вполне разумно поделить все эти признаки на две части. В чём здесь разум? В том, что одна часть позволяет увидеть РАЗЛИЧИЕ нашего отдельного объекта от всех прочих и тоже в своём духе отдельных. А другая часть признаков указывает на его СХОДСТВО с некоторыми другими отдельными объектами. Таким образом интересующее нас обособленное нечто, мыслимое нами как отдельное, начинает проявлять свою сущность. С одной стороны мы понимаем его как элемент некоторого класса, в котором и ему, и всем другим элементам обязательно приложим весь целиком некоторый перечень признаков. Что в свою очередь позволяет их всех называть ОДИНАКОВЫМИ в границах некоего класса. С другой стороны в нашем отдельном мы высматриваем список признаков индивидуальных, неповторимых. И это позволяет ОТЛИЧАТЬ его от других элементов в пределах класса. Потому и порешили умные люди именовать объединительный список признаков свойством ВСЕОБЩЕЕ (общее). И соответственно  разъединительный - свойством ЕДИНИЧНОЕ.
(Разумеется не престаём помнить, что единичное и всеобщее сами не являются объектами, но только их свойствами. Оговариваюсь потому, что бытовало мнение, что всеобщее существует помимо единичных вещей, как первопричина, или что общее существует только в языке, как свойство этого языка и пр. Но остановились на том, что всеобщее это ещё одно свойство единичности, а именно её способность представлять сущность класса сходных вещей).
И только сливаясь в русле ОТДЕЛЬНОГО в уникальный список, который есть гремучая смесь списка объединительного и разъединительного, раскрывается суть отдельного, как единство единичного и общего. И сам результат этого единства получил своё имя. Это категория - ОСОБЕННОЕ, и тоже только свойство. Такое, которое говорит и о том, что всякий ОТДЕЛЬНЫЙ объект может в чём-то и с чем-то родниться и рассматриваться с ними как одно целое, и о том что он неповторим и какой-нибудь малостью да не похож на все остальные даже близкородственные отдельности. Понять особенное значит вглядеться в единичное и общее, в это сплетение объединительных и отличительных признаков. Тогда мы увидим нашу вещь - наше отдельное, как нечто вычлененное из массы всего и познанное.
Итак отправимся к началу. Весь мир это сборище отдельностей. Знать каждого в лицо, это понять особенность каждой отдельности. А особенность в свою очередь является сплетением единичного и всеобщего. А уж единичное в свою очередь - это такое свойство отдельного за которым стоит список неповторимых признаков этой вещи, позволяющий ОТЛИЧАТЬ его от всех прочих. И наконец всеобщее, которое тоже разумеется свойство нашего некоего отдельного, но такое свойство, которое указывает на перечень признаков РОДНЯЩИХ это наше отдельное с другими отдельностями, составляющими рассматриваемый нами в данный момент некий класс отдельностей.
Как это работает? Например наткнулся на такую отдельность как змея. То что это змеюка понимаешь по общим признакам такого рода типчиков: гадкий, ползучий, извивающийся шнур с мутными глазками и прыгающим язычком. Но желательно знать особенности именно этого пресмыкающегося гада. Чтоб понять ядовит ли его укус. Вот и перебираешь в скудном умишке переплетение единичных и общих признаков этих гадов. Чтоб значит минимизировать вред от такой неприятной встречи.
И естественно когда мы хотим точнее узнать о каком-то конкретном отдельном и уяснить его особенность, тогда мы и всматриваемся сначала в его свойство единичное, а потом с другого конца вникаем в его свойство всеобщее.
И чем подробнее мы хотим узнать индивидуальность нашего отдельного, тем больше уникальных признаков мы должны внести в перечень под именем ЕДИНИЧНОЕ. Что позволит чётко провести границу между фрагментами бытия и даст возможность яснее отличать одно отдельное от другого. И надо полагать что бесконечен список с именем единичное.
Совсем другое дело с признаками в упаковке всеобщее, когда мы хотим породнить  наше отдельное  с кем-то из прорвы других отдельностей. Этим признакам, кстати, приходится придумывать свои имена. Например мебель, небесные тела, флора, фауна и пр. Но в общем случае в формировании групп из разных отдельностей возможен полный произвол. Сходство можно увидеть у чего угодно с чем угодно. По цвету, форме, вкусу и пр. Но фокус в том, что желательно найти такой набор признаков, который позволит навести порядок в некоторой куче отдельностей. Например химические элементы. Заряд их ядра и его величина. Смотришь и периодическая система элементов получилась.
Или синонимы. Какой признак объединительный - близость смысла. Какой отличительный - оттенок смысла. Вот хоть бы глаголы смотреть и глядеть. В качестве лирического отступления, смеха ради, хочу обратить внимание на некоторую просторечность звучания слова глЯдеть из-за схожести с таким просторечными формами как клЯвать и улЯтеть.
А сами слова смотреть и глядеть очень близки по смыслу. Оба про устремление взора.  Но глядеть в отличие от смотреть всё-таки меньшая степень внимательности, сосредоточенности. Одно дело «глядит в книгу, а видит фигу, ни аза в глаза не смыслит». Другое, когда слову смотреть придают подтянутость созвучные ему смотр, осмотр, смотрины. Которые подразумевают солидную долю внимательности смотрения.
И вообще такие классы как части речи: имя существительное, глагол и пр. У каждого из которых свой перечень объединительных признаков. По ним слова и причисляются к тому или другому классу, то бишь части речи.

Но особо привлекателен класс с именем ЛЮДИ, где вволю можно развернуться.  Во-первых конечно же гуманизм заставляет нас полагать, что каждый человек особенный. Чем-то да отличается ото всех остальных, в чём-то да схож.  Во-вторых, совершенно естественно, что классифицирующих оснований бездна.  Можно бесконечно причислять людей к разным классам. Имею в виду не только такие как капиталисты и трудящиеся, но и всё остальное. Верующие и атеисты, филантропы и мизантропы, больные и здоровые и т.д. Кстати сказать дополнительная сложность в том, что практически каждый человек с течением времени меняется и соответственно не может у него быть постоянной прописки в каком-нибудь классе, в отличие от химического элемента, который только в чрезвычайных обстоятельствах меняет заряд своего ядра. Вот хоть бы и возрастные изменения. Хочешь, не хочешь, и только что был молодёжь, но вот уже глядь, и как ни считай себя в душе молодым, а ты уже совсем не молодёжь. Или сменились обстоятельства болел и выздоровел. Был глуп, но чудом поумнел. И потом ещё одна относительность имеется. Возникает она от точки отсчёта. От того кто выбирает признаки и кто собирает эти классы. К примеру такие классы как люди добра и люди зла. Одни наполнят класс людей добра теми которые богаты, успешны, изворотливы, беспринципны и пр., другие же отнесут туда людей сострадательных, любящих, милосердных и пр. И т.д.

И ещё большая тема меня интересующая, но требующая отдельного разговора, это перечень признаков по которому человека следует относить к классу нелюди. И напротив признаки дающие право называться Сверхчеловеком из класса надлюдей.

размышления, Философия

Previous post Next post
Up