Quid est veritas?

May 27, 2009 08:40

В этом опросе мнения разделились, но у варианта "был подавлен и растерян" - явный перевес. (Возможно, первые два комментария повлияли).
Заметим, что варианты эти взаимоисключающие, и что вне зависимости от того, с каких позиций давался ответ - личные представления или восприятие доминирующего представления в народе, первоисточником этой информации является Новый Завет. То есть даже если восприятие это - через Булгакова, Веббера, Гибсона или понаслышке - в конечном итоге это всё основано на информации из Евангелий.

Что же нам рассказывают на эту тему первоисточники?

По дороге на Голгофу:
И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших...

Когда привели на место казни, он всё ещё не выражал беспокойства о себе:
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Уже вися на кресте, он вёл беседу с одним из распятых по соседству:
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

И, наконец, последние слова:
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Картина вполне однозначная, не правда ли? Перед нами человек уж никак не подавленный и не растерянный, а спокойный и, где-то, даже уверенный в завтрашнем дне.
Значит, всё-таки, право меньшинство выбравшее второй вариант?


Кто не поленился сходить по ссылкам, мог обратить внимание, что все они из одной главы - Лука 23.
Ни одной из этих цитат нет в остальных трёх Евангелиях в описании тех же событий.
Не только этих цитат там нету, но и нет ничего похожего или эквивалентного, что позволяло бы воспринимать поведение Исуса аналогичным образом.
У Марка и Матфея он через всю эту процедуру проходит молча, перед лицом всех насмешек, выкриков и издевательств, в том числе и со стороны двух "разбойников", висящих рядом с ним (рая он никому из них не обещает).
Контекст этого тяжёлого молчания у Марка задаётся таким отрывком (перед арестом):

Они пришли на место, называемое Гефсимания, и Иисус сказал ученикам: - Посидите здесь, пока Я буду молиться.
С собой Он взял Петра, Иакова и Иоанна. Его охватил ужас и тоска.
- Моя душа объята смертельной печалью, - сказал Он им. - Побудьте здесь и не спите.
Отойдя немного, Он упал на землю и молился, чтобы, если возможно, этот час для Него не настал.
- Aбба, Отец! Ты все можешь! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть будет не как Я хочу, а как Ты хочешь.

(Цитирую по более современному переводу "Слово Жизни", дабы суть не терялась за витиеватостью синодального).

И наконец, весьма красноречивые последние слова Исуса у Марка и Матфея, которые во всех переводах приводятся вместе с арамейским вариантом цитаты: "Боже, Боже, почему ты меня покинул?"

У Иоанна он тоже большей частью молчит, лишь восклицает с креста матери: "Тут твой сын" и затем велит одному из учеников о ней позаботиться, а также просит пить.
Последние слова Исуса по Иоанну - не такие ни как у Луки, ни как у Марка с Матфеем. В русских переводах значится: "Свершилось!", в английских "It's finished!"

Принято считать - как среди религиозных, так и среди светских, что Евангелия рассказывают одно и то же за исключением мелких деталей. Поэтому в фильмах, театральных постановках, литературных обработках, вольных пересказах, рождественских сценках детали из разных Евангелий совершенно свободно перемешиваются.

Как можно видеть из вышеописанного, Евангелия расходятся не только в мелочах. Картина, нарисованная Лукой радикально отличается от картины, нарисованной Марком. Это тем более примечательно, что Марк был одним из основных источников Луки.

Множество учёных занимаются исследованием, анализом и сопоставлением этих источников с историческим и религиозным контекстом, в котором они были написаны, и с тем, в котором происходили описываемые события (это разные контексты), и из этого пытаются определить, что имеет отношение к реальности, а что - нет. Это не такая безнадёжная задача, как может показаться на первый взгляд.

Об этом я намереваюсь написать серию постов.

hist_jesus, religion, jesus, christianity

Up