В Германии начать учиться на права можно уже с 16 лет, а получить права и ездить только в 17 лет, но это при условии, что молодого водителя будет сопровождать опытный водитель старше 30 лет с водительским стажем более 5 лет, и ещё у него должно быть не более 5 штрафных пунктов во фленсбурге (штрафном реестре).
Когда подростку исполнится 18 лет он может ездить по улицам в одиночку, но очень осторожно, не попадая на серьёзные нарушения, так как первые 2 года у него "Пробное время", штрафные баллы начисляются быстрее, штрафы выше, за рулём нельзя пить и другие непривилегии. Также при серьёзном нарушении это Пробецайт может быть продлено.
Права, выданные в другой стране, действуют в Германии первые полгода, затем они считаются недействительными. И отсчёт не с первого въезда в страну по какой-то временной визе, а с даты получения визы на долгосрочное пребывание. Кстати права можно продлить еще на полгода, если не собираешься оставаться в Германии больше чем на 1 год.
Чтобы получить водительские права в Германии нужно учиться в автошколе, которую нужно выбрать. Полно кстати русских школ где разжуют все термины и правила (но купить ничего не получится, они не русские, русскоговорящие)). В начале обучения нужно пройти курсы первой помощи, глазной тест и подать документы в Бюргерамт, где через пару месяцев получишь разрешение на сдачу экзаменов. Подробно расскажут в автошколе.
После обучения сдаётся теоретический и практический экзамен, в практике отсутствует автодромом кстати, поэтому занятия после первого знакомства с автомобилем начинаются в городе. Нужно в школе взять несколько уроков вождения в разных погодных условиях, в темное время суток, по просёлочным дорогам и автобанам. Если у уже есть права и нужно их обменять (переписать) на права Германии, то это всё не обязательно, как и посещение теоретических
В автошколе выдадут диск и книгу за 70€ или доступ к учебной программе онлайн для самостоятельных тренировок за 35€. Всего в системе почти 1200 вопросов. Учить можно и на смартфоне и на компьютере. В это же время можно забронировать практические занятия с инструктором. Записываются на первую часть экзамена по желанию в удобное время, тестирование можно пройти и на русском языке. После успешной сдачи теории нужно записаться на практический экзамен.
На теоретическом экзамене нужно ответить на 30 вопросов, за каждый неверный ответ присуждаются штрафные баллы от 1 до 5. Не сдал при 10 штрафных баллах. Основная трудность в том, что на некоторых вопросах нужно выбрать несколько вариантов ответа. Приготовьтесь к целому блоку заданий, связанных с велосипедистами на дороге, что максимально приближено к дорожному движению в Германии. Интересная особенность - ряд вопросов на экзамене связан с экологией. Кроме того, нужно знать пару формул, например, как рассчитать тормозной путь. Цена теоретического экзамена зависит от земли Германии и стоит примерно 30€.
Практические занятия тоже не стоит упускать из вида. Даже если есть большой стаж вождения, то все равно понадобится несколько практических уроков, чтобы привыкнуть к их светофорам (которые не моргают зелёным, а сразу жёлтый и через 3-5 секунд красный), запомнить что при повороте направо нужно смотреть в правое зеркало (чтобы не бортануть велосипедистов), понять 3-4 уровневые развязки и в целом изучить местные особенности и чувствовать себя уверенно на самом экзамене. Практическое занятие стоит около 70€, при этом минимальное количество часов вождения не ограничено инструктор принимает решение когда хватит и тебя можно отправить на практический экзамен. То есть для сдачи практического экзамена требуется условное согласие инструктора, так как именно автошкола посылает заявку в TÜV ( организация технического надзора ). Инструкторы дорожат своей репутацией и не будут отправлять неподготовленного ученика на экзамен. Цена экзамена около 90€, и сопровождение инструктора 120€. В начале экзамена в машину с инструктором сядет экзаменатор из TÜV, причём на заднее сиденье и будет внимательно за всеми телодвижениями наблюдать, вплоть до того сколько раз ты смотришь в зеркала (нужно раз в 10 сек раз смотреть). В машине на педалях датчики и прибор запищит если инструктор будет вынужден нажать на педаль. Но по сути всё происходит не как на российском экзамене, где инспектор тебя грузит и пытается к чему-то докопаться.
Экзамен длится около 40 минут и нужно всё четко выполнять, не показывать своё крутое мастерство вождения, а именно спокойно мирно ехать, парковаться не дальше 30 см от бордюра ( причём в Германии на экзамене при парковке можешь вперёд назад кататься сколько угодно, главное сообщить когда закончил), сигналить и махать руками будешь потом, иначе это будет стоить среднюю российскую зарплату - 230€ за следующий экзамен. После успешной сдачи экзамена Водительское немецкое удостоверение можно забрать уже в день экзамена.
В целом, обучение и переписка российских прав стоит 500-600€ в Берлине, тем, кто заманивает суммами в 300-400€ лучше не особо доверять, хотя такие случаи тоже были. При обучении с нуля получение прав стоит больше 1000€ из-за большого количества часов вождения. Конечно если сильно тупить на экзамене, то можно и за обмен прав отдать больше штуки.
При этом российское водительское удостоверение забирают, но если нужно его оставить, то придётся найти причину типа частых поездок в Россию и способностей докапываться российских ментов и зачехлить еще около 90€.
Всем гуте фарт и