Выход за рамку дела

Jan 20, 2013 14:27

За полтора десятка лет, проведенных в шкуре тренера продаж, я твердо усвоил: не всякому торговцу есть смысл запускать под черепную крышку ежика сомнений, странствий и поиска. Но ведь и эта книга - она тоже не для всех (тут автор говорит о своей книге "иNые продажи").

Впрочем, первым такое тавро на собственное сочинение поставил еще Герман Гессе. "Не для всех" - так он обозначил аудиторию своего "Степного волка". Правда, если быть совсем точным, то он написал - "Только для сумасшедших". Но кто же из нас нормален?

Если мы выглядываем за пределы проверенных рецептов коммерческой кулинарии - значит, мы с вами уже аномальны. Хотя для меня и для моих братьев по крови и разуму рваться "за флажки" - это вполне нормально. Ведь строки Высоцкого про флажки вы помните?

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве - слепые щенки -
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: "Нельзя за флажки!"

Но когда свобода по цене выравнивается с жизнью, приходит время нарушать правила:

Я из повиновения вышел -
За флажки - жажда жизни сильней!

В "Книге для героев" мудрый Владимир Тарасов переложил на язык бизнеса многие восточные притчи. Мне особенно запомнилась одна - о том, как отец с сыном заблудились в лесу. Тогда отец попросил сына вылезти на дерево. С верхушки дерева сын увидел - вдали блестела река. Так они нашли дорогу, но для этого пришлось выйти из леса.

Вообще обычно решение любой серьезной проблемы лежит за пределами этой проблемы. Чтобы оценить качество прожитой жизни, нужно из жизни уйти... Именно Тарасов когда-то толкнул меня к привычке (да, именно привычке!) всегда искать возможности выхода за пределы коммерческих проблем. Это толкало к Пограничью.

Правила нарушают не только географические странники. Поиск в запредельном и неведомом возможен для человека любой профессии. Пограничье есть везде.

В одной из своих первых книг Деревицкий писал:

"Всегда был люд оседлый и люд, склонный к кочевьям. Кочевники уходили из загаженных внутренних областей государства и осваивали, покоряли Пограничье. Где-то оно было Дальним Востоком, где-то Диким Западом, где-то - работой на стыке дисциплин и наук.

Есть два типа занятий - в зависимости от вашего места в «географии» фирмы.

Первое - центральные зоны. Нет, место руководства не там. В глухих центральных областях работает производственный персонал. Там доходы - только зарплата. Там контакты - только внутрифирменные. Там маневр - только в количестве произведенных за восемь часов болтов, в количестве написанных за день строк, в количестве собранной редьки.

Все иначе - на Пограничье. Пограничье - это закупки, сбыт и прочие связи с внешним миром.

На Пограничье кроме зарплаты есть сторонний доход и левые выгоды. Там контакты во всех направлениях - внутрь (вниз и вверх), наружу и очень далеко наружу. Там - абсолютная свобода маневра. Кстати, по последней причине у служащих Пограничья и зарплата повыше - чтобы не сбежали на более хлебное место, ведь это для них так легко.

На Пограничье работают снабженцы, сбытовики, кадровики, руководство, транспортники, манипуляторы информацией.

На Пограничье работают преимущественно люди синтетических профессий. Все учебные заведения готовят к работе в центральной зоне. И только некоторые особы, получая смежные профессии и овладевая полезными сторонними навыками, выбиваются на Пограничье.

Там, на Пограничье, конкуренция со стороны коллег по профессии значительно ниже. На тебя не давит собрат конструктор, в затылок не дышит молодой перспективный бухгалтер, на пятки не наступает ищущий и динамичный агроном.

Ищи, мой читатель, работу на Пограничье! Тут легче и приятнее быть иным и вообще - легче быть.

Меня всегда интересовали литераторы, ворвавшиеся в мир слова из живых, реальных, выпуклых и жизненных ремесел. Моряки Конецкий и Конрад, летчики Экзюпери и Бах, солдаты Сервантес и Гайдар, доктор Чехов, геолог Куваев... Ведь все они были из-за литературных границ.

Вообще, тема границы меня волновала всегда. Пограничье - лучший из возможных миров. Люди селятся на стыке ландшафтных зон. Клев лучше не на стрежне, не на плесах, а под плотиной, в нижнем бьефе. На стыке ремесел рождаются удивительные открытия и профессии. Лучшее время суток - закат и восход - тоже Пограничье времени.

Но вернемся к тем "другим словам", которые попали в заголовок. Я постараюсь для описания возможностей коммерсанта-иноходца найти совершенно особые, иные слова. Я не уверен, что мне это удастся, но стараться буду упрямо и крепко. Ради этой цели нам придется выходить из бизнеса. Например, чтобы поговорить о понятной для фотографа технике кадрирования.

Если бы не техника кадрирования, то была бы невозможна не только фотография, но стала бы абсолютно невыносимой и сама жизнь.

Окружающий мир не слишком приятен. Попробуйте погулять по городу с широкоугольным объективом и сделать хоть один кадр, в котором ничто не будет мешать. Нет-нет, это вообще-то возможно, но помех будет предостаточно.

То же самое в человеческих отношениях. Петр Петрович был бы просто душкой, если бы не эта матерщина. Да и Марья Ивановна была бы очаровательна, если бы не сплетни, без которых она и жить не может.

Профессионалы, мэтры фотографии щеголяют "полным кадром" - в отпечатке оставляют немножко закадрового пространства, иногда вместе с маркировкой пленки. Но я не знаю ни одного коммуникативного профессионала и мэтра, который открыто декларирует свой интерес ко всему закадровому пространству, ко всей закадровой жизни делового партнера.

Если угодно, то это чем-то похоже на фильтрование: мастерство оставить для своего глубокого восприятия лишь приятные стороны человека, а все отталкивающее самому себе объявить "за кадром".

Да, в геологии меня всегда буквально манило "за рамку" - за рамку рабочей площади. Всегда казалось, что именно там ты найдешь ключи к пониманию структур, обнаженных на твоей территории. И это действительно всегда соблазнительно: Пограничье, край планшета, стык твоего дела с иными ремеслами...

Но только в коммуникациях невозможность ограничиться рамкой сплошь и рядом выходит боком. Не умеем мы фильтровать. Сожалеем, каемся, зарекаемся, и снова, игнорируя фильтры, пытаемся лезть за рамку. Кстати, среди людей, все-таки научившихся виртуозному фильтрованию, мне никогда не попадались состоящие в первом браке... Значит, ограничивать наше восприятие партнеров лишь приятными качествами нас отчасти учит и опыт.

Представьте, сколь многое изменилось бы, если бы мы могли ограничиться работой лишь с приятными сторонами людей, если бы все эти янусы глядели на нас не двумя, а лишь одним и наиболее предпочтительным лицом.

Научиться воспринимать делового партнера лишь частично (и пусть даже односторонне!) - в этом часто и просто залог нашего психического здоровья.

Кстати, все сказанное касается и, например, нашей коммерческой аргументации. Не рассказывать всё, а успеть обдумать - что именно рассказать...

Я люблю людей, пришедших в бизнес откуда-то. Я гораздо прохладнее к тем, кто об этой стезе мечтал.

Я учу продажам, выводя участников моих тренингов за границы продаж - пытаюсь оживить их жизненный опыт, напомнить, что мы в этот мир пришли не для того, чтобы продавать, а для чего-то иного.

За границы продаж выходить необходимо. Иначе никогда не удастся очеловечить ни сами продажи, ни собственную жизнь...

Сегодня мы тоже вышли за границы личных продаж, коммерции, бизнеса...

Время от времени смотрите, друзья, в Пограничье. Выглядывайте за рамки череды рутинных дел, за пределы будничной суеты. Это помогает оставаться свободным человеком и защищает жизнь. Это позволяет сохранять интерес и свежесть в самых трудных делах. Ну и, конечно, читайте Виктора Шкловского.

А мы пойдем дальше. А теперь в нашей теме "иNные продажи" у нас есть повод особенно дотошно изучить Пограничье нашего бизнеса. На стыке с каким иным делом и бизнесом Ваши возможности отличаться вырастут многократно? Где, дружище, твое Лукоморье?

Вообще в бизнесе самые серьезные победы и открытия часто делаются на границе этого самого бизнеса с чем-то иным. Там легче всего отличаться!

Нашел очень интересную мысль. Очень жалею, что источник не содержал корректной ссылки... Исследователь В. Зомбарт характеризует «предпринимательский дух» как "синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого. Это активное начало, носителями которого являются интеллектуальные и духовно одаренные люди".

Больше всего меня здесь заинтересовало не "жажда денег", а "страсть к приключениям". Теперь буду иметь то, чем смогу оправдать свое предательство геологии и прыжок в коммерцию.

Интересный приключенческий мир предпринимательства...

иNаче

Previous post Next post
Up