Итак, до возвращения в родной порт "Фараону" осталось пройти около 10 миль...
Тотчас же, по обыкновению, площадка форта Св. Иоанна наполнилась любопытными, ибо в Марселе прибытие корабля всегда большое событие, особенно если этот корабль, как «Фараон», выстроен, оснащен, гружен на верфях древней Фокеи и принадлежит местному арматору.
А.Дюма
Необходимо сразу сказать, что сцены в начале романа да и некоторые последующие, разворачиваются на территории старого порта Марселя. Это знаковое место.
Марсель. Старый порт.
Старый марсельский порт был основан выходцами из Фокеи в 600 годах до нашей эры, то есть во времена античности. Греки по достоинству оценили удобное расположение природной бухты Ласидон и начали строительство в северной части фортификационных сооружений, жилья, рынка и храмов. Так возник город Массалия, из которого и вырос Марсель.
Сама Фокея была основана в 9 веке до н.э. на побережье Эгейского моря. Сейчас на месте древней Фокеи вырос турецкий город Фоча.
Во времена Карла II Анжуйского в Марселе были выстроены верфь и военный причал, превративший город в крупную военно-морскую базу Средиземноморья. В середине XVII века для защиты города и порта по приказу Людовика XIV на побережье строят два форта, носящие имена святых Иоанна и Николая.
Старый порт служил центром всех коммерческих перевозок Средиземноморья до середины XIX века, то есть до тех пор, пока корабли с малой осадкой могли заходить на мелководную акваторию порта. С появлением большегрузных судов Старый порт Марселя перестал играть свою роль основных морских ворот города. Сегодня его акватория открыта лишь для прогулочных катеров и яхт.
По сей день старая гавань - место отдыха коренных марсельцев и туристов. Ни днём, ни ночью старый порт не бывает безлюдным.
Любопытно, что вокруг старого марсельского порта сосредоточены основные достопримечательности города: Кафедральный собор, Музей истории Марселя, Дворец Юстиции, форт Святого Николая, Опера, церковь святого Лаврентия, дворец Фаро и наконец, тот самый форт Святого Иоанна, о котором пишет Дюма.
Старый порт Марселя. Карта.
На карте, предложенной сайтом
france-for-visitors.com легко видеть, что форт святого Иоанна расположен на северном берегу старой марсельской гавани, у входа в Старый Порт и образует вместе с фортом Святого Николая весьма удачный оборонительный комплекс. Форт возведен королем Людовиком XIV на месте поселения рыцарей-госпитальеров, поэтому сооружение назвали в честь святого покровителя ордена. Первой была построена массивная башня четырехугольной формы. Это случилось в 1423 году по приказу герцога Рене Анжуйского. Со временем сооружение получает различные пристройки, которые в XVII веке превращают ее в полноценный оборонительный комплекс.
Форт святого Иоанна всегда служил местом размещения воинских подразделений и хранения грузов военного назначения.
Во время второй мировой войны фашисты устроили здесь склад боеприпасов, который был уничтожен в 1944 году. По окончании войны форт вновь был передан французским военным. В 60-х годах прошлого века форт выводится из военного ведомства и передается городским властям, которые превращают его в памятник истории и средневековой архитектуры.
Так выглядит форт Святого Иоанна сегодня.
Форт Святого Иоанна
Перед крепостью хорошо видна площадка, которая как и 200 лет назад служит местом для прогулок.
Между тем корабль приближался; он благополучно прошел пролив, который вулканическое сотрясение некогда образовало между островами Каласарень и Жарос, обогнул Помег и приближался...
А.Дюма
Посмотрим ещё раз на схему, которую мы уже видели в
предыдущей статье Траектория движения "Фараона" изображена так, как её описал Дюма. Очевидно, что сегодня корабли так не ходят. Суда, возвращающиеся в Марсель огибают острова Рион, Каласарень, Жарос и следуют по "большому" кругу. Для современных больших судов узкий пролив между о. Жарос и о. Каласарень будет тесен.
Что касается острова Помег, то сегодня это уже городская территория Марселя. Острова Ратонно, Тибулен, Иф, Помег и ещё несколько маленьких островков образуют архипелаг, именуемый Фриульскими островами. В 2002 году они объявлены морским парком. В начале XVIII века на архипелаге размещался карантин с целью избежания распостранения чумы, а во Вторую Мировую войну здесь дислоцировались войска Вермахта.
На фотографии, сделанной с высоты хорошо видны замок Иф ( на переднем плане ), острова Помег и Ратонно.
Фриульские острова
- Что случилось? Почему все так уныло у вас на корабле?
- Большое несчастье, господин Моррель, - отвечал юноша, - большое несчастье, особенно для меня: у Чивита-Веккии мы лишились нашего славного капитана Леклера...
...После продолжительного разговора с комендантом порта капитан Леклер в сильном возбуждении покинул Неаполь; через сутки у него началась горячка; через три дня он был мертв… Мы похоронили его, как полагается, и теперь он покоится, завернутый в холст с ядром в ногах и ядром в головах, у острова Дель-Джильо...
...Молодой человек удалился, и в ту же минуту подошел Данглар.
- Ну что? - спросил он. - Он, по-видимому, объяснил вам, зачем он заходил в Порто-Феррайо?
- Вполне, дорогой Данглар.
- А! Тем лучше, - отвечал тот. - Тяжело видеть, когда товарищ не исполняет своего долга.
- Дантес свой долг исполнил, и тут ничего не скажешь, - возразил арматор. - Это капитан Леклер приказал ему остановиться у Эльбы...
А.Дюма
Приведённая выдержка из романа позволяет нам узнать маршрут, которым "Фараон" мог возвращаться в Марсельский порт.
Покинув порт Неаполя, судно двинулось на северо-запад, вдоль западного побережья Италии, проследовало город Чивитавеккья, возле которого умер капитан Леклер, далее остров Дель-Джильо и, обогнув остров Эльба с северной оконечности встало на рейд недалеко от порта Порто-Феррайо.
Эта остановка была сделана Дантесом, чтобы передать письмо от покойного капитана Леклера маршалу Бертрану, находящемуся в это время в ссылке вместе с Наполеоном на острове Эльба.
Теперь, чтобы вернуться в Марсель, остаётся лишь обогнуть остров Корсика и следовать строго на запад.
маршрут Фараона
продолжение следует...