- ...Отчаивающийся в другом может скоро получить прощение, а отчаивающийся в самом себе - никогда
- ...Лукавый, как только заметит, что мы сами тяготимся сознанием злых дел, пришедши и сам еще налагает на нас помысл отчаяния, который тяжелее свинца; и если мы примем его, то увлекаемые тяжестью и оторванные от этой цепи <упования> неизбежно тотчас низринемся в глубину зол...
- Дьявол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, - этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути, ведущем к небу, это спасение погибающих душ
- ... Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам этот помысл <отчаяния>: после этого уже не нужны будут ему усилия и труды для нашего поражения, когда сами лежащие и падшие не хотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою сохранит, и до последнего издыхания не перестанет сражаться с ним, и хотя бы испытал множество других падений, опять восстанет и сокрушит врага. Напротив, кто связан помыслами отчаяния и обессилил себя, тот как будет в состоянии победить врага и противостать ему, когда сам бежит от него?
- Что же служит корнем и матерью отчаяния? - Беспечность; вернее, можно назвать ее не только корнем, но и питательницею, и матерью
- Если ты приходишь в отчаяние, то дьявол, как достигший того, чего хотел, становится возле тебя; а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и увеличивает <тем> твое бедствие
- ...Никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться; хотя бы ты... приобрел навык и даже вошел в природу самого зла, не бойся
святитель Иоанн Златоуст
- Смотрите, да никто не говорит: много нагрешил я, нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о единем грешнице кающемся (ср.: Лк. 15, 10); и еще: не приидох призвати праведных, но грешныя в покаяние.
- К мертвечине соберутся неясыти: и к душе, которая отчаялась в себе самой, соберутся бесы: идеже бо труп, тамо соберутся неясыти
- ...Радость бывает на небесах... (ср.: Лк. 15, 10). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься, то чего тебе страшиться?
- Не должно, братия, отчаиваться в спасении, имея матерь - покаяние. Не должно, возлюбленные, терять надежду на спасение, когда утешает нас такая матерь. Уловлепных зверем вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, неужели не умилосердится к нам? Обращается с советами к неуверовавшим еще, ужели отвергнет нас, уже уверовавших?
Преподобный Ефрем Сирин
- Это <есть> ухищрение лукавого - напоминанием о прежних грехах доводить до отчаяния
преподобный Макарий Египетский