Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога - зачем создал тело
(прп. Антоний Великий)
***
Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью этой благо
Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении...
(прп. авва Исаия)
***
...Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда
***
...Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению
***
Находим же, что у святых бывает и другая особая причина недугов, как у апостола Павла, чтобы другие не подумали, что он преступает пределы человеческого естества...
***
...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога
***
...Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны... пользоваться телесным врачеванием, как некоторым образцом и примером для попечения о душе
(свт. Василий Великий)
***
Причина болезни - грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость
Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит...
Если случится тебе впасть в болезнь, то не часто пиши к родителям по плоти: не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас
За те болезни, какие терпели члены твои, соделаешься подобно юному орлу
(прп. Ефрем Сирин)
***
Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово - для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение - все переносить. Пусть тля и достанется тле; соблюди образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба
Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его, и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины
(свт. Григорий Богослов)
***
Болезни происходят от расслабления тела пресыщением
Если... мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред
Когда ты, человек, подвергнешься болезни, вспомни о теле Иова, о святой его плоти, потому что она, и имея такие язвы, была свята и чиста
Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание
Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание - одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, - это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, - так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества?
(свт. Иоанн Златоуст)
***
Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою
(при. Нил Синайский)
***
Видел я тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной...
(прп. Иоанн Лествичник)
***
Как не отходит тьма, если не приходит свет, так не изгоняется болезнь души, если не придет Тот, Кто болезни наши носит, и не соединится с нами. Когда же придет Он, то прогоняет всякую немощь и всякую болезнь душевную, и дарует здравие душе нашей, почему называется Здравием
(прп. Симеон Новый Богослов)
***
В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению
Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы
Есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье
(свт. Феофан, Затв. Вышенский)
***
Диавол ожесточил сердце диакона Евагрия, и он, будто пылкий юноша, опять впал в самомнение и колебался душою, ни с кем не говоря ни слова; переменил одежду, и ум его обуяло ораторское тщеславие. Но Бог, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его в тяжелую болезнь. В продолжение шести месяцев его плоть пришла в изнеможение, и врачи потеряли надежду на излечение. Блаженная Мелания <Римляныня> сказала: «Не нравится мне, сын мой, долгая болезнь твоя, скажи же мне, что у тебя на душе, ибо не эта твоя настоящая болезнь». Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе, что там он был уязвлен страстною любовью к одной женщине знатного рода. Блаженная сказала ему: «Дай мне перед Богом слово, что ты решишься вести монашескую жизнь, и хотя грешница я, но помолюсь о тебе Господу, чтобы даровал тебе Бог время на исправление жизни». Евагрий согласился и, по молитвам блаженной, в несколько дней выздоровел. Получив от нее иноческую одежду, он ушел на Нитрийскую гору, где прожил два года, а на третий удалился в пустыню
***
Святой Григорий в Слове о смерти праведных говорит: «Был некоторый раб, бедный имуществом, но богатый добрыми делами. Он долгое время был болен, и болезнь его была такова, что он не только не мог встать со своего одра, но не мог даже повернуться с одной стороны на другую и не мог поднести руки к устам своим. Мать и братья ходили за ним, а добрые люди посылали ему Христа ради подаяние, которое руками матери и братьев он тоже раздавал убогим. Он был неграмотный, но любил слушать чтение о божественном, этим утешался в болезни и непрестанно прославлял Бога. Когда приблизился к нему час смертный, он стал громко петь и славить Господа, и просил петь всех, кто пришел навестить его. Вдруг больной воскликнул: «Молчите! Молчите! Неужели вы не слышите, какое необычайное пение раздается на небесах!» С этими словами он скончался, и дом наполнился благоуханием от его тела»
***
Жил некогда в Антиохии богатый и знатный человек. Однажды он впал в болезнь, которая была так тяжела, что правое око его вышло наружу. Много денег он раздал врачам, но пользы никакой не получил. Случайно он узнал о святой жизни Иоанна Златоустого, который жил в то время в одном из монастырей. Больной пришел к нему, пал к его ногам и стал просить исцеления. Святой сказал ему: «Болезнь пришла к тебе за твою ложь и твое маловерие. Но если всей душой уверуешь в то, что Бог силен исцелить тебя, и дашь обещание исправить свою жизнь, Бог исцелит тебя». Больной воскликнул: «Верую и сотворю все, что ты повелел мне, отче!» С этими словами он взял часть одежды святого и возложил ее на главу свою и на больное око. При этом болезнь тотчас оставила его, око встало на свое место, и больной стал здоров
***
Две монахини женского монастыря весьма тяжко и долго болели, так что наконец были не в силах переносить своего положения. На помощь врачей уже не было надежды. Послали они к святителю Афанасию, патриарху Константинопольскому, и умоляли его исходатайствовать им у человеколюбивого Господа облегчение от болезни. «Я желал бы, - отвечал им святой, - чтобы вы еще потерпели временно, для принятия большей награды в вечности; но так как вам недостает терпения, то помолитесь в эту ночь Пресвятой Богородице и завтра получите от Нее исцеление». Слово святителя Афанасия исполнилось. К утру больные, человеколюбием Божиим и благодатию Царицы Небесной, стали здоровы
***
Блаженный Пимен больным и родился и вырос, в недуге этом остался чист от всякой скверны и не познал греха. Много раз просил он родителей отпустить его в монастырь, но они, любя сына и желая сделать его своим наследником, запрещали ему. Когда же он изнемог окончательно, они принесли его в Печерский монастырь. Все молились о его выздоровлении, он же молился не об исцелении, а об умножении болезни. И его молитва превозмогла все другие. Желанием юноши по-прежнему оставалось принятие ангельского образа в иноческом постриге, о чем он усердно и молился Господу. Как-то ночью явились ему светлые юноши и, воспросив его, постригли его в великий ангельский образ и надели на него мантию и куколь. Много лет пробыл блаженный Пимен в той тяжкой болезни. Служившие ему гнушались им и много раз, по два и по три дня, оставляли его без пищи и воды. Он же терпел с радостью и за все благодарил Бога. Рядом с ним был такой же больной. Иноки же, будучи небрежны в служении им, забывали про больных, а те изнемогали от жажды. Наконец, Пимен сказал другому больному: «Такой смрад от нас, что служащие гнушаются нами. Если Господь восставит тебя, можешь ли ты взять на себя эту службу?» Тот обещал блаженному до своей смерти служить больным. Пимен сказал: «Вот Господь снимает с тебя болезнь твою, теперь исполни обет твой, служи мне и подобным мне. На тех же, которые нерадят об этой службе, Господь наведет лютую болезнь, чтобы могли спастись, принявши такое наказание». Тотчас же больной встал и стал служить ему. На нерадивых, не хотевших служить тем больным, напал недуг по слову блаженного.
Однажды исцелившийся брат погнушался смрада, шедшего от Пимена, оставил его без пищи и питья. Брат этот лежал в отдельной комнате, и вдруг огнем стало жечь его, так что он не мог встать три дня и, не стерпев жажды, стал кричать: «Помилуйте меня. Господа ради! Умираю от жажды!» Когда сказали о его недуге Пимену, он ответил: «Что человек посеет, то и пожнет, он оставил меня без воды, солгал Богу и презрел мою худость, с ним сделалось то же. Но мы не научены воздавать злом за зло. Пойдите и скажите ему: «Зовет тебя Пимен. Встань и приди сюда».
Только сказали больному эти слова, он тотчас стал здоров, встал и пришел к блаженному. Блаженный обличил его: «Маловер! Вот ты стал здоров, не согрешай более. Разве ты не знаешь, что одинаковую награду получают и больной и служащий ему? Бог же, через меня исцеливший тебя от твоего недуга, может и меня поднять с постели и исцелить мою немощь; да я сам не хочу. Лучше мне всему изгнить в этой жизни, чтобы только там тело мое было без тления, и смердный запах обратился бы в неизреченное благоухание...» В день своей кончины преподобный Пимен выздоровел. Он обошел все кельи и кланялся всем до земли, просил прощения и объявлял о своем исходе из этой жизни