Исследуем себя (Гнев)

Feb 04, 2024 00:00

- «…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)
- «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах…» (Лк. 24:47)
- Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово (свт. Василий Великий)
- Не место истребляет грехи, но смирение (прп. авва Исаия)

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 2:28-30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, приступать к таинству Причастия в таком состоянии пока невозможно - обернётся в осуждение. Сначала необходимо обрести покаяние.
Да умудрит вас Бог.

Совершили умышленное убийство человека; совершили неумышленное убийство человека;

имели ненависть (ярость, вражду) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);

совершали избиение, наносили увечье и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) - этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство;
допустили выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);

применяли абортивные противозачаточные средства (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена» и пр.), в части случаев вызывающие убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);

советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
«лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. - тем самым предавали их в лапы бесам;
своим неправильным поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастниками смертного греха;

не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6, 15);

имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали ложные доносы и жалобы, устраивали «разборки», злословили;

допускали предательство, повлекшее гибель людей; принуждали кодироваться; жестоко мстили с тяжкими последствиями;

угрожали человеку убийством;
проклинали своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это есть проклятие);

проклинали своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;

не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);

оставляли детей, отдавали их в интернаты, детские дома;
оставляли детей на воспитание бабушкам - не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;

оставляли старых немощных родителей, отдавали их в дома престарелых;

подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку; научали отомстить; развращали анекдотами, дурными примерами; предлагали скверные книги, видеокассеты, диски);

втягивали в осуждение;
постоянными придирками доводили человека до отчаяния;

своим скверным поведением навлекали на себя родительское проклятие;

обидным словом, упрёком, придиркой, грубостью досаждали родителям;

не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;

непристойно кричали, спорили, говорили бранные, жесткие и колкие слова, запугивали, оскорбляли;
ударяли, толкали, наносили побои без увечья;

допускали злопамятство (помнили старые обиды, не желая простить);
допускали мелкую месть и рассуждение в мыслях об отмщении;

клеветали (забыли, что отец и родитель лжи - дьявол), сознательно лгали на человека;
распространяли злые слухи о человеке; разглашали тайны человека его врагам;
разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;

передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны - тем вызывали обиды и ссоры;
сеяли раздоры и вражду между людьми;

осуждали других людей в мыслях и на словах - вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей - право Бога);
произносили в виде шуток опасные пожелания;

допускали злорадование: радовались неудачам других, особенно неудачам наших недругов или конкурентов (радость эта не обязательно открытая, она может быть и в виде мыслей или сердечного чувства);

попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не хотели отвечать за последствия;
расторгали брак (совершали развод) без уважительных причин (уважительные причины строго оговорены);

при воспитании детей допускали гнев, крик, оскорбления;
применяли наказания, превышающие проступок;

родители были безразличны к духовному состоянию детей (не научали их вере, заповедям, молитве, посту; дозволяли не посещать храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);

родители были безразличны к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу;

не научали детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, терпению скорбей и прощению обид;
не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;

своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);

долго не крестили своих детей, после Крещения не заботились об их духовном возрастании, о регулярном Причастии;
не учили детей покаянию, не готовили их к Исповеди;
не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;

не прививали ребёнку благоговейного отношения к храму, особенно к таинствам церковным;
по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);

ревновали (подозревали в измене), желали «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
давали деньги на выпивку, зная, что этот человек находится в алкогольной зависимости;
рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
умышленно наносили вред чужому имуществу: от зла или зависти;

поджигали чужое (или в порыве ярости - своё) имущество;
отравляли соседских животных;
препятствовали в выгоде других людей;
не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
не утешали человека, находящегося в несчастии;

жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);

не отделяли грех от человека (осуждали не поступок, а человека, хотя согрешившего надо бы пожалеть, как неразумного, стремящегося в ад; если мы сами не хотим туда, то и другим не пожелаем этого);

«резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;

грубили ближним, ходили со злым лицом, отворачивались от ближних, здоровались сквозь зубы, умышленно хлопали дверями;

толкались и ругались в транспорте, не уступали место, не терпели неудобств и неприятностей;
не могли просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не наказывай их за меня»;

неверующим людям навязывали веру, укоряли и упрекали за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;

не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их Причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;

будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
потворствовали порокам подчиненных: пьянству, блуду, прогулам, воровству и прочее;

скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;

не верили в болезни ближнего, насмехались над ним;
умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, таинства, богослужения);
отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
умышленно повреждали своё здоровье, назло другим делали себе плохо;

считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
не просили прощения у обиженных нами, не спешили к примирению;
не уступали с любовью место, раздражались на других прихожан, с раздражением одёргивали, грубо назидали новичков, осуждали их;

осуждали сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делали им замечание;
не хотели навестить больных, старых, страдающих, одиноких - не желали портить себе настроение, оправдывались нехваткой времени;

просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
делали замечание человеку с раздражением и осуждением;

допускали гневные мысли и чувства (в сердце как будто бы закипала кровь и начиналось некоторое жжение);
были вспыльчивы, раздражительны, говорили на повышенных тонах.


человек, добро и зло

Previous post Next post
Up