Воздерживайся от ропота, дабы не уязвили тебя (мысленные) змеи!
(прп. авва Исаия)
Геронда, откуда начинается ропот и как можно его избежать?
- Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием Бога. Ропот рождает ропот, а славословие рождает славословие. Если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому - к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему ещё большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает. Иногда тангалашка окрадывает нас и учит нас не быть довольными ничем, тогда как всё случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и славословием и иметь благословение Божие.
Знаю одного монаха на Святой Горе. Если начнется дождь и ты скажешь ему: "Снова пошёл дождь", то он начинает: "Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости". Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: "Дождик прошёл", то он ответит: "Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет…" Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный!
В ропоте присутствует проклятье. То есть человек ропщущий всё равно что проклинает себя, и потом к нему приходит гнев Божий. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял всё Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя душевной тревогой. "Что успею, то успею", - говорил он. Иногда он не успевал убрать сено и оно гнило под дождём, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: "Слава тебе, Боже", и всё у него шло хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: "Как у тебя дела?" - то он отвечал: "Какие там дела, лучше не спрашивай". Он никогда не говорил: "Слава Тебе, Боже", но все брюзжал и роптал. И вы бы только посмотрели: то у него околевала корова, то с ним происходил какой-то другой неприятный случай, потом что-то ещё… У этого человека было всё, но он не преуспевал.
Поэтому я и говорю, что славословие - это великое дело. Бог дает нам благословения, но вкусим мы их или нет - это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог даёт нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, которое кушает какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один чёрствый сухарь, день и ночь славословят Бога и питаются небесной сладостью! Эти люди приобретают духовную чуткость и понимают, когда рука Божия начинает их ласкать. А мы этого не понимаем, потому что наше сердце засалилось и нас не удовлетворяет ничто. Мы не понимаем того, что счастье в том, что имеет отношение к вечности, а не к суете.
Преподобный Паисий Святогорец*
- Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения: потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом
- У ропотника всегда готов предлог. Если приказано ему заняться делом, он ропщет; а вскоре развращает и других. «И это на что, - говорит он, - и другое к чему? И пользы нет в этом деле»
- Всякое дело ропотника не стоит одобрения, и негодно и чуждо всякой добродетели
- Ропотник любит трапезовать и гнушается постом. Ропотник и ленив: он умеет наушничать, знает, как сплести речь; он изворотлив и многоизобретателен, и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого
(прп. Ефрем Сирин)
*
- Тяжел, несносен ропот; он близок к хуле... Ропот - это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу; а не благодарный Богу подлинно есть и хульник
- Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом, так как при этом и самое дело теряет цену
- Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он унижается и теряет награду, подобно израильтянам, - а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот
- Для того ведь диавол и наводит тысячи бедствий, чтобы низвергнуть тебя в этот ров хулы и ропота. И если он видит, что ты хулишь, то легко умножает и усиливает скорбь, чтобы ты под влиянием мук опять предавался ропоту; а если видит, что переносишь мужественно, и чем более усиливается страдание, тем более ты благодаришь Бога, то тотчас же отстает, видя уже тщетность и бесполезность своих козней. Зачем ты ропщешь, человек, и извергаешь хулы, если подвергнешься когда-нибудь неожиданному несчастью? Разве ты сделаешь легче страдание, если будешь хулить? Наоборот, ты усилишь его и сделаешь скорбь гораздо более тяжкой. Но ты не можешь молчать, будучи пронзаем скорбью? Тогда вместо хулы возблагодари, восхвали, прославь Бога.
Если ты произнесешь хулу, то и помощь Божию оттолкнешь, и диавола сделаешь более сильным против себя; а если возблагодаришь, то и козни лукавого демона отразишь, и попечение Бога-Покровителя привлечешь к себе
(свт. Иоанн Златоуст)