Мерабишвили и WikiLeaks

Sep 17, 2011 18:20


«Реальные перемены» принесет «серьезный экономический спад в России»

Описания встреч американских дипломатов с самым влиятельным грузинским министром - главой МВД Вано Мерабишвили - занимают большую часть новой порции документов госдепартамента США, опубликованных WikiLeaks и касающихся Грузии. Сегодня, оглядываясь на прошедшие годы, можно сказать, что этот чиновник наиболее адекватно из грузинского руководства оценивал ситуацию в Абхазии и Цхинвальском регионе - хотя американцы, похоже, сомневались в его прогнозах и зачислили Мерабишвили в категорию «ястребов», имеющих серьезное влияние на президента Михаила Саакашвили.

В частности, в мае 2007 года Вано Мерабишвили старался развеять надежды посла США Джона Тефта на то, что Сергей Багапш способен на прорыв в урегулировании конфликта и сможет фундаментально пересмотреть ситуацию в грузино-абхазских отношениях. Посол отмечал уверенность главы МВД Грузии в том, что Багапш не пойдет на «непопулярные шаги», не станет разрушать абхазские «традиции» и выступать против ставленников ФСБ РФ в абхазских структурах - в частности, в военном ведомстве. «Мерабишвили описал Багапша, как стандартного администратора брежневской эпохи, за которым тянется шлейф типично советских коррупционных сделок в энергетической сфере, что позволяет русским задействовать дополнительные рычаги влияния», - писал Тефт.

Вано Мерабишвили также говорил о «личных проблемах» Сергея Багапша, сообщая, что тот ежедневно злоупотребляет алкоголем и это вызвало ухудшение здоровья, а также что глава абхазского режима практически устранился от управления Абхазией, возложив дела на «вице-президента» Александра Анкваба. В течение нескольких лет глава МВД Грузии убеждал американских представителей в том, что нельзя серьезно относиться к словам Багапша об Абхазии, как к «части Европы», которые абхазский «президент» произнес несколько раз в приватных беседах с западными дипломатами.

«Когда Мерабишвили попросили высказаться по поводу идеи «экономической приманки» для абхазов, он сказал, что это было бы неплохо, но только через 10-15 лет. Исходя из сегодняшней ситуации в Абхазии, это не приведет ни к каким ответным шагам», - говорится в депеше Джона Тефта. Более того - по словам посла, министр внутренних дел Грузии считал такую стратегию способной навредить решению абхазской проблемы: он считал, что осознание серьезного отставания от экономического развития Грузии может посеять среди абхазов смуту, в то время как при предоставлении помощи они могут не заметить отставания.

Незадолго до вторжения России в Грузию американские и европейские дипломаты стали получать из Сухуми от высокопоставленных абхазских чиновников первые сигналы о готовности начать прямые переговоры с Тбилиси. В мае 2008 года Мэтью Брайза, работавший тогда заместителем помощника госдепартамента США и курировавший вопросы Южного Кавказа, после поездки в Сухуми рассказал Вано Мерабишвили об условиях абхазского руководства и пытался убедить грузинского министра в возможности успеха. Однако глава МВД «сказал, что абхазы вполне довольны тем, что русские инвестиции принесут им дополнительные возможности заработать. Даже если предположить, что многие простые люди опасаются избыточных инвестиций из России, в Абхазии только 100-200 человек принимают решения. Если эти люди получат дополнительные возможности, то они будут счастливы - а это все, что на самом деле следует учитывать. Он говорил, что у многих абхазов есть друзья в России, и молодежь мечтает учиться в Москве, а не в Париже или Лондоне».

Что касается проблемы в Цхинвальском регионе, то Мерабишвили видел способ ее решения в поддержке альтернативного лидера Дмитрия Санакоева. Вскоре после создания временной администрации ЮО в 2007 году глава МВД заявил американскому послу, что «позиции Санакоева усиливаются с каждым днем» и в его команду вливаются новые люди из Цхинвали, в то время как Эдуард Кокойты «в курсе, что его позиции все больше размываются с каждым днем». Как пишет Джон Тефт, Вано Мерабишвили «добавил, что любому другому варианту Кокойты предпочел бы тотальную войну, даже если победу в ней одержат грузины, потому что тогда он получит гарантии комфортного будущего в России». Дальнейшие события показали справедливость этой оценки - единственное, в чем ошибся министр внутренних дел Грузии, так это мнение, что война не входила в российские интересы. Ссылаясь на замдиректора ФСБ РФ Виктора Комогорова, которого Мерабишвили называл «источником большинства идей в российской политике по Грузии», грузинский министр был уверен, что Москва не собирается признавать независимость Сухуми и Цхинвали, предпочитая всему сохранение ситуации, в которой регион был заморожен на протяжении многих лет.

Исходя из этой стратегии России, Вано Мерабишвили уверял западных дипломатов, что нет оснований рассчитывать на поддержку РФ в урегулировании конфликтов на территории Грузии. В одной из дипломатических депеш цитируются слова главы МВД Грузии о перспективах «реальных перемен», которые он назвал возможными лишь в случае «серьезного экономического спада в России».

Клуб экспертов
В который раз обнаруживаю, что Ванечка очень похоже со мной мыслит... )))

Мерабишвили, Цхинвали, Грузия, wikileaks, Абхазия, Россия

Previous post Next post
Up