Спасибо уважаемому Marmotу за консультации и живую дискуссию, в ходе которой и родилась эта статья.
У меня - маленький «Пежо» с низким дорожным просветом. Поэтому однажды, свернув с «грунтовки» на дорогу с песчаным покрытием и вкопавшись по самый картер в рыхлый сырой песок, я банально застрял. Нагазовавшись до запаха жженой резины, я поставил машину на «ручник» и полез смотреть, что же у меня есть полезного в багажнике.
Раньше надо было это сделать, ну да чего уж там.
Как пишется в книгах, смеркалось... Комарье висело над головой плотным облаком, норовило напиться крови и еще захватить немного с собой, на потом. Я открыл багажник и в тусклом сиянии внутрисалонной подсветки стал искать то, что поможет мне вытащить машину из ж… хм, западни.
Дело еще осложнялось тем, что место, в котором меня угораздило свернуть на «песчанку», было довольно безлюдным. Мир как будто вымер. До Москвы - сто с фигом километров, до ближайшей деревни - пять по трассе. Хорошо еще, что стояло лето, а не зима, иначе я получил бы настоящий жесткий урок выживания.
Итак, содержимое багажника оказалось следующим.
Щетка для сметания снега с кузова. Губка для протирки стекол. Пятилитровая канистра с водой. Провода для «прикуривания». Буксировочный трос, купленный когда-то в «Ашане». Домкрат… Лопатка малая саперная…
Лопатка!!!
Ну, теперь заживем!
При свете фар, на коленках, как правоверный, я кое-как выгреб из-под днища не меньше кубометра сырого песка. Потом подсунул под передние колеса пару булыжников... При этом я по-настоящему за…долбался и содрал костяшки пальцев о камни, которых в песке было с избытком. Не говоря уже об испачканных в грязи коленях и покусанной комарами шее... Все тридцать три удовольствия сразу. Можно было бы немного побраконъерствовать и нарубить в ближайшем лесу толстых веток, чтобы положить под колеса, но, увы, рубить было нечем.
Короче, я сделал все, что мог. Не помогло.
Разворотив дорогу так, что теперь проходимость этого участка для транспорта вообще была под вопросом, я плюнул и пошел спать. Ночью выпала роса. Автомобиль остыл и превратился в малокомфортное место для ночевки. Пришлось несколько раз за ночь заводить двигатель и включать отопление. Накануне, перед путешествием, я залил бак доверху, а то бы ко всему прочему возник вопрос, где брать в этой глуши бензин... Утром, замерзнув и не выспавшись, я пошел искать тягач, трактор или хотя бы трех трезвых мужиков.
Мне сказочно повезло.
Буквально в ста метрах, за поворотом, стоял Камаз, в открытом окне которого торчали босые пятки водителя. Водитель дремал. Так и так, говорю, необходима помощь, застрял. Да не вопрос, отвечает, но я-то там проеду? Ты-то проедешь, говорю... Я залез к нему в кабину, и мы поехали вытаскивать из беды «пыжика». Трос оказался очень кстати. Поспособствовало и то, что накануне я освободил днище машины от песка. Камаз с легкостью выдернул «Пежо» на «грунтовку». Водитель поехал своей дорогой, а я - своей.
Фото. Фонарь-искатель с зарядкой от бортовой сети
А теперь некоторые выводы, которые я извлек из этого нехитрого приключения.
В багажнике сурвайвера, не важно, на какой машине он ездит, на «Пежо» или на внедорожнике с полным приводом, должны присутствовать несколько полезных вещей. Особенно когда едешь на дальние расстояния.
- Саперная лопатка. Она компактна, производительна (если такое можно сказать про лопату), и надежна, как... как лопатка :)
- Буксировочный трос с двумя крюками-карабинами на концах. Трос должен быть надежным. Можно использовать сложенный вдвое и прошитый пожарный рукав, но это для продвинутых.
- Лебедка для самовытаскивания. Ручная или с питанием от бортовой сети автомобиля - выбирать вам. Я бы взял ручную.
- Домкрат, рассчитанный на вес вашего авто. К нему в качестве опоры добавьте две толстые и достаточно широкие деревянные плашки. Ездить приходится не только по твердому покрытию, так что дополнительная опора под домкрат не лишняя. Почему две? Потому что иногда плашки ломаются.
- Колесо-запаска. Не «докатка», а полноценная запаска на всесезонной резине.
- Инструменты: торцевой ключ для смены запаски, пара отверток (крестовая и со шлицом). Плоскогубцы. К этому инструментарию добавьте жидкость WD-40; если вдруг придется отвинтить заржавевшую гайку, жидкость незаменима.
- Запас воды из расчета 4 л на человека в сутки.
- Канистра для бензина не менее 5 л. Когда приходится ехать далеко и бензоколонки под вопросом, ее заполняют. А так - пусть лежит пустая и промытая. Безопаснее. Добавьте к ней воронку с широким горлом, чтобы заливать бензин в бак. Воронку примотайте к ручке канистры на скотч, чтобы они составили комплект.
- Старая теплая куртка. Например, зимний пуховик. Выручит при ночевке или зимой на трассе.
- Небольшой топорик или мачете с «пилящей» обратной стороной.
- Его можно дополнить струнной пилой. Она не займет много места, а "если что", сильно выручит.
- Можно положить в комплект выживания специальные пластиковые траки для бездорожья, но тут советовать не могу, я ими не пользовался и насколько они хороши, не знаю.
- Провода для «прикуривания» от аккумулятора.
- Бензонасос со шлангом длиной 4-5 м, переделанный для работы от прикуривателя. Подумайте сами, для чего он может пригодиться :) Иногда случаются безвыходные ситуации, когда бензин приходится доставать не совсем на бензоколонке... Будьте к ним готовы.
- Бензиновый примус и котелок. Можно и газовую горелку, она компактнее, при работе не воняет бензином, но тогда придется таскать еще и газ.
- Консервная банка, достаточно большая, чтобы ставить ее на примус и использовать в качестве посуды. Пробейте в краях два отверстия, чтобы при необходимости цеплять туда дужку из проволоки. Банка послужит и ведром, воды зачерпнуть, и котелком, чай вскипятить.
- Ружье и сотня патронов. Разумеется, если у вас есть на него разрешение и вы едете далеко, скажем, на рыбалку. Но помните, что, согласно Ст.22 Федерального Закона «Об оружии», Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Подумайте, что будет, если ваше ружье сп… Украдут, короче.
Кроме того, может, вы убежденный пацифист и против любого насилия, в том числе, и над птичками-зверюшками. Тогда ружье в багажнике не для вас. И еще. Оружие поможет выжить только в том случае, если вы уверенно им владеете. Иначе - лучше спилите мушку… :) - Небольшой запас еды с длительным сроком хранения. Мясные консервы, галеты, шоколад. Подробнее про рацион питания - здесь: http://georgy-lisov.livejournal.com/1596.html
- Фонарь-поисковик, с возможностью зарядки от бортовой сети.
- Огнетушитель. Его лучше положить не в багажник, а куда-нибудь за сидение.
- Аптечка. Подробнее об аптечке - вот тут: http://georgy-lisov.livejournal.com/2709.html
- Знак аварийной остановки. Только приделайте к нему проволочный хомутик, чтобы прикреплять, например, к бутылке с незамерзайкой, иначе стоящий на трассе знак собьет потоком воздуха.
- Полезная штука - инвертор 12/220, рассчитанный на мощность не менее 150 Вт. Лично мне он пригождался неоднократно: подзарядить ноутбук, телефон, радиостанцию. Но можно поступить иначе. Приспособить всю электронику под напряжение бортовой сети, и тогда сможете избежать потерь при инверсии. Впрочем, делайте это только если понимаете в электронике или есть люди, которые смогут сделать все профессионально.
- Положите в багажник оранжевую жилетку со светоотражающими полосками. Она вам может очень пригодиться ночью, на трассе. В случае аварийной остановки вас будет заметно издалека.
Собственно, вот и весь набор автомобилиста, который целесообразно возить с собой «на всякий случай».
Спички, зажигалки, ракетницы, мультитулы и прочие необходимые вещи должны быть у вас с собой всегда, в индивидуальном наборе для выживания. Подробнее про такой набор вот тут:
http://georgy-lisov.livejournal.com/2102.html Ну, и, опять же, совет. Кладите в багажник все, что придет в голову полезного, под ваши конкретные задачи и условия езды. Но не забывайте о том, что в машине должно остаться свободное место и для пассажиров :)