Во многих городах можно встретить памятники святым Петру и Февронии, славными праведной жизнью, супружеской верностью, благочестием и молитвой. Памятники эти довольно однообразны, отображают двух лиц, но различаются деталями сюжетов. Этот памятник на фото из Ижевска; наверное Петр с супругой плывут в челне по городскому пруду. Святые были почитаемы в дореволюционной России, но Советская власть постаралась стереть из памяти людей такие человеческие ценности, как любовь, святость, вера в Бога, доброта и покорность. Культивировались лишь образы Потемкина, Гришки Распутина, черносотенцев и казнокрадов, как обвинения монархической власти в распутстве и коррупции. И только последующее обращение к демократии и общечеловеческим ценностям позволили вернуть признанных святых на заслуженное им место. Вновь стали популярными Петр и Феврония, как символ благочестивой супружеской жизни.
Но если посмотреть историю их жизни, то окажется, что не было настоящих Петра и Февронии, а всё это фольклорные образы, сказок и преданий. Их "жития" не существует, а есть "повесть" написанная иноком Ермолаем в 1540году по заказу митрополита Макария. Принято отождествлять Петра и Февронию с Муромскими князьями Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией. И история их была совсем прозаичная.
Князь Давыд, ещё до своего вокняжения, победил в лесу огненного змея и заразился от него дурной болезнью. Кто не верит в "огненных змеев" тот может предположить, что князь перепил "огненной воды" и подхватил заразу от бродячих волхвиц в виде венерического заболевания. А после этого заболел и было ему видение, что вылечить его сможет дочка пасечника, и точно указан адрес, имя и фамилия. Князь послал за ней гонцов, но та стала себе цену набивать, загадывать загадки, тупые, как анекдоты Норкина. В этих загадках был у неё ручной заяц, а собаки и не было, и отрока не было, и надо было по этим признакам догадаться какая она умная. Так или иначе стала она князя лечить, но потребовала, чтобы он женился на ней после окончания процедур. Однако, для князей медицина всегда была бесплатная, как потом стала для всех холопов, и такая же бесполезная. На основании этого жениться князь отказался, ссылаясь на неравенство общественного положения брачующихся, он так и сказал ей: - "Мезальянс, панимаешь". Но она, (в последствии Феврония), не была дура, и оставила на князе одну не долеченную метастазу. Не успел князь прогнать от себя целительницу, как болезнь вернулась с осложнениями. А она знала, что будет рецидив, и вернулась к нему. Каждый день она пребывала в молитвах о здоровье князя, лечила целебными травами и Божьим словом и он пошел на поправку. Больше князь рисковать не стал и стали они жить вместе по Закону перед Богом и людьми, но как только князь задумывал избавиться от супруги или свалить "налево", болезнь скручивала его. Тем временем бояре стали требовать от князя, чтобы он удалил простолюдинку из благородного общества их жен и дочерей, а куда было ему деваться. Тогда он посадил Февронию на на два члена и отплыл с ней по Оке от Мурома. Бояре сразу же передрались из-за княжеского трона, как депутаты в Думе, а пуще их бабы, дошло даже до смертоубивства, и народ стал требовать возвращения князя. И они вернулись.
Постепенно они свыклись и слюбились, и когда постарели, то князь уже не пытался свалить на сторону. И стали они много добра делать и учить людей святости, терпению и благочестию. А что остаётся кроме благочестия, когда грешить неспособен, и когда совсем состарились, то приняли монашеский постриг. А люди смотрели на их счастливую жизнь и завидовали и радовались. От всей этой слащавой святости, так и хочется закончить рассказ в духе "они жили долго и счастливо и повесились в один день". Они завещали похоронить их в одном гробу, через тонкую перегородку, но церковь нашла это несовместимым с их монашеским званием и погребла даже в разных обителях. Но на следущий день они снова были рядом. В Писании не говорится, Феврония перенеслась к мужу, или Петр воплотился рядом с женой, но для всех они стали примером благочестия и долготерпения.