После полугодичного перерыва попробовал вернуться к "Цитадели" Антуана Де Сент -Экзюпери. Тогда я, осилив половину, решил отдохнуть и переключился на более лёгкие жанры. Но видно не пришло время возвращаться, не могу сосредоточиться, мысль убегает мимо а пальцы автоматически перелистывают страницы (давят кнопки электронки). Отложу ещё на время: только выпишу несколько цитат из моего же цитатника, составленого из "Цитадели" полгода назад. (все записи на тему, по метке "Экзюпери") И приведу заготовку моего поста, неопубликованного тогда же:
Странствуя по Цитадели, прихожу к мысли: " Если бы Антуан де Сент-Экзюпери написал только притчу про Маленького принца - возможно, его бы заметили и он остался в истории несколькими выдержками. А если бы он написал только Цитадель, то никто бы про него не узнал. Может быть это и гениально, выше всего написанного Экзюпери, но мы ленивы и нетерпеливы, нам предложи простое и понятное, тогда мы согласны посмотреть и съесть, или хотя бы надкусить.
... О том, что морали больше нет, ты узнаешь, увидев министров - взяточников. Можно отрубить министрам головы, но они - только свидетельство общего разложения. Закопать покойника не значит бороться против смерти.
... Не люблю издёвок, насмехаются всегда бездельники. Нами правит правитель, мы относимся к нему почтительно, но, издеваясь, я сравнил его с ослом и поразил всех своей дерзостью.... Я разрушил величие правителя в своих целях и разрушил, что создавали другие.
....сброд вопил, защищая своё право гнить. Созданный гниением , он за него боролся. - Расплоди тараканов, - сказал отец, - и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе, и будут петь о великой скорби тараканов, обречённых на гибель.
....величие моей духовной культуры в том, что сто шахтёров будут рисковать жизнью ради спасения одного засыпанного в шахте товарища. Ибо они спасают Человека.
И письмо Экзюпери по - поводу этой книги:
...Хочу закончить свою книгу. Вот и все. Я меняю себя на нее. Мне
кажется, что она вцепилась в меня, как якорь. В вечности меня спросят; "Как
ты обошелся со своими дарованиями, что сделал для людей?" Поскольку я не
погиб на войне, меняю себя не на войну, а на нечто другое. Кто поможет мне в
этом, тот мой друг... Мне ничего не нужно. Ни денег, ни удовольствий, ни
общества друзей. Мне жизненно необходим покой. Я не преследую никакой
корыстной цели. Не нуждаюсь в одобрении. Я теперь в добром согласии с самим
собой. Книга выйдет в свет, когда я умру, потому что мне никогда не довести
ее до конца. У меня семьсот страниц. Если бы я просто разрабатывал эти семь
сотен страниц горной породы, как для простой статьи, мне и то понадобилось
бы десять лет, чтобы довести дело до завершения. Буду работать не мудря,
покуда хватит сил. Ничем другим на свете я заниматься не стану. Сам по себе
я не имею больше никакого значения и не представляю себе, в какие еще
раздоры меня можно втянуть. Я чувствую, что мне угрожают, что я уязвим что
время мое ограничено; я хочу завершить свое дерево. Гийоме погиб, я хочу
поскорей завершить свое дерево. Хочу поскорей стать чем-то иным, не тем, что
я сейчас. Я потерял интерес к самому себе. Мои зубы, печень и прочее -- все
это трухляво и само по себе не представляет никакой ценности. К тому
времени, когда придет пора умирать, я хочу превратиться в нечто иное. Быть
может, все это банально. Меня не уязвляет, что кому-нибудь это покажется
банальным. Быть может, я обольщаюсь насчет своей книги; быть может, это
будет всего лишь толстенный посредственный том, мне совершенно все равно -
ведь это лучшее из того, чем я могу стать. Я должен найти это лучшее.
Лучшее, чем умереть на войне.
...Будь смерть лучшим, на что я теперь способен, -- я готов умереть. Но
я ощущаю в себе призвание к тому, что кажется мне еще лучше... Теперь я на
всех смотрю с точки зрения своего труда и людей делю на тех, кто за меня и
против меня. Благодаря войне, а потом и благодаря Гийоме я понял, что рано
или поздно умру. Речь идет уже не об абстрактной поэтической смерти, которую
ж считаем сентиментальным приключением и призываем в несчастьях. Ничего
подобного. Я имею в виду не ту смерть, которую воображает себе
шестнадцатилетний юнец, "уставший от жизни". Нет, я говорю о смерти мужчины.
О смерти всерьез. О жизни, которая прожита...'
АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ