Во второй раз читая про старинный праздник масленица, удивляюсь и смеюсь, какую метаморфозу прошла поговорка "Первый блин комом". И как удачно сложились старые слова и современный смысл. Мне даже не очень верится в такое совпадение. Может это всё же какое заумное умничание умного профессора кислых блинов. Решил он оживить историю русского языка и заодно о себе напомнить.
Вроде как утверждается, что сначала известная пословица звучала как "Первый блин комАм". А КОМЫ это были медведи, они не виноваты, это их так люди называли. Так вот аккурат на масленицу, эти медведи из берлог просыпались голодные и надо было их свежими блинами угощать, задабривать, что бы самих блинопёков не слопали. А потом уже КОМЫ превратились в КОМКИ, которые получались у неумелых хозяек из блинов, скромно - первых. А я вот так и не научился блины печь, у меня и последний комОм получается. А некоторые мои друзья легко эту премудрость освоили
А теперь про саму масленицу:
Праздник так и называется: масляная неделя, сырная седмица, мясопустная неделя, мясопуст. Название народное Масленица появилось оттого, что в этот период времени, последнюю неделю перед великим Постом разрешается употребление в пищу молочных продуктов (масла) и рыбы.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы чучело Масленицы, забавы, катание на санях, у русских - обязательные блины лепёшки, у украинцев и белорусов - вареники, сырники. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культам предков. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития
умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям . Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить.
Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы -
поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы
тризны (
кулачные бои,
скачки и т. д.), иногда - посещение кладбищ, всегда - обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие
блины - главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у
славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица - первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица - это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник - встреча.
Вторник - заигрыш. В этот день происходили смотрины невест.
Среда - лакомка. Зять приходил к тёще на блины.
Четверг - разгул. Это день кулачных боёв и гуляний.
Пятница - тёщины вечёрки. Теперь тёща идёт в гости к зятю.
Суббота - золовкины посиделки.
Воскресенье - проводы. Прощённое воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило
заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы как и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В
Поволжье, в частности в
Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.