из писем Пушкина 11. заключительное

Jun 07, 2019 07:51

26) П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. Из Петербурга в Москву.

«Нет сомнения, что Схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые её потрясали, но у нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех»...
«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве»

Пушкину остаётся жить три с половиной месяца. Он, конечно, этого не знает: продолжает работать, писать, издавать журнал, отбиваться от заимодавцев, сплетен, интриг, откровенной травли завистников. Здесь его взгляд на место и значение России для Европы и православия для России. Если не ошибаюсь - мнение Пушкина определило это значение на целое столетие, потом оно перестало быть гордостью, а сейчас стало стыдным. Россия стала для Европы хуже монгольского нашествия, а Гитлер - полководец, не сумевший защитить свои земли от славянских орд. Европа празднует освобождение своих столиц доблестными марсианами и американцами, сносит памятники русским «оккупантам» и устанавливает новым «героям».

*Феофан - Феофан Прокопович (1681 - 1736) архиепископ, сподвижник Петра I, реформатор Русской православной церкви.

Пушкин

Previous post Next post
Up