МВФ и глава Центробанка Сергей Игнатьев разошлись в оценках состояния российской экономики. Международный валютный фонд считает, что экономике грозит перегрев, то есть она растет слишком быстро, как и инфляция, но Игнатьев привел на это контраргументы. Однако с еще одним предупреждением МВФ большинство экспертов согласились.
«Увеличение ненефтяного дефицита, заложенное в бюджет 2012 года, представляет опасность для перегрева экономики», - предупреждает представитель МВФ Джерри Райс.
На фоне рисков перегрева экономики МВФ призывает Россию снизить ненефтяной дефицит в 2012 году путем сокращения субсидий и налоговых льгот и поставить цель снизить его в два раза за четыре года - с 9,7% ВВП в 2011 году до 4,7% ВВП к 2015 году.
«Мы считаем, что правительство должно воспользоваться высокими ценами на нефть, чтобы сократить ненефтяной дефицит и сохранить нефтяные сверхдоходы в Резервный фонд», - указывают эксперты МВФ, передает Reuters.
Всемирный банк, кстати, также советует России восстановить «подушку безопасности», накапливая Резервный фонд. Благодаря этому шагу бюджетная политика не приобретет проциклический характер, когда разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства будет полностью ликвидирован.
Между тем Центробанк РФ считает, что о перегреве экономики говорить преждевременно. «Снижается безработица. В феврале 2012 года уровень безработицы с устраненной сезонностью составил 5,8 процента. Ниже он был только весной 2008 года, когда экономика, по мнению некоторых аналитиков, испытывала явный перегрев. Конечно, сейчас о перегреве говорить преждевременно, особенно в таких отраслях, как строительство», - сказал глава ЦБР Сергей Игнатьев, выступая на конференции Ассоциации российских банков в четверг.
Прислушаться или нет
«Поддерживаю точку зрения ЦБ - о перегреве говорить не приходится. Буквально сегодня МЭР снизило прогноз по росту ВВП РФ в 2012 году с 3,7% до 3,4%. Трудно предположить, что в таких условиях экономика может столкнуться с перегревом. Скорее, речь может идти о более грамотном перераспределении бюджетных доходов», - считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
«Не согласен с коллегами из МВФ по поводу перегрева российской экономики», - говорит газете ВЗГЛЯД главный экономист «Уралсиба» Алексей Девятов. «Перегрев - это ситуация, когда темпы роста экономики существенно превосходят потенциальные, безработица является весьма низкой, а рост цен - чрезвычайно высоким. Это основные симптомы», - указывает он.
«Назвать темпы роста российской экономики в 3,4% ВВП очень высокими нельзя. Хотя они выше долгосрочного потенциала роста на уровне 3%. Не такой у нас и низкий уровень безработицы, хотя во время кризиса он и был ниже. Инфляция в последнее время существенно замедлилась, и нет серьезного ценового давления как на потребителей, так и на производителей», - аргументирует экономист свою точку зрения. «Кроме того, экономика России - переходная и развивающаяся. Китай и Индия растут каждый год большими темпами, и никто не говорит там о перегреве», - добавляет Девятов.
Сейчас перегрева нет, однако опасность перегрева имеется в среднесрочной перспективе - в конце текущего или в следующем году, спорит с ЦБ РФ аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин. «К перегреву может привести опережающий рост расходов населения, в том числе за счет кредитования. Мы можем увидеть ускорение потребительской инфляции и темпов роста цен производителей», - не исключает эксперт.
Что касается совета МВФ сокращать ненефтегазовые доходы, то экономисты в один голос соглашаются с ним. Правда, в том, что российские власти прислушаются в этом вопросе к мнению экспертов МВФ, они серьезно сомневаются.
«Расходы российского бюджета растут, и бездефицитный бюджет достижим уже лишь при цене на нефть от 120 долларов за баррель. Это недопустимо высоко», - поясняет Денис Барабанов. «Ослабление бюджетной политики является миной замедленного действия. В будущем в случае ухудшения внешней конъюнктуры сокращать бюджетные расходы будет очень сложно, поэтому надо стремиться как можно скорее минимизировать зависимость бюджета от конъюнктурных доходов сейчас. Избыточные нефтегазовые доходы нужно направлять в Резервный фонд, и не только ради создания подушки безопасности, но и для сохранения макроэкономической стабильности», - призывает Сергей Карыхалин.
Ненефтяной дефицит в 9,7% ВВП по итогам 2011 года - это очень большая цифра, его надо сокращать, соглашается и Алексей Девятов. «Сокращение ненефтяного дефицита приведет к бюджетному дефициту в 2-3% ВВП, но это нас не сильно «напряжет» в ближайшие несколько лет, так как внутренний внешний госдолг сейчас низкий. Но если не предпринимать мер по сокращению ненефтяного дефицита, то в случае снижения цен на нефть Россия рискует пойти по пути развитых стран - наберет долги, и будет та же самая картина, что и сейчас в Европе», - поясняет риски главный экономист «Уралсиба».
Есть два пути сокращения ненефтяного дефицита: общее сокращение расходов и повышение эффективности расходования госсредств.
По первому пути правительство пойти не может по политическим мотивам - из-за больших предвыборных обещаний. «В этом году власти скорее будут проводить политику «пряника», чтобы повысить лояльность населения (госслужащих и пенсионеров) после выборов», - говорит Денис Барабанов. Между тем резерв здесь велик. На днях экс-министр финансов Алексей Кудрин посчитал, что в связи с предвыборными обещаниями, в том числе увеличением расходов на национальную оборону, расходы бюджета вырастут на 1,5-2% ВВП в ближайшие годы, а затем - до 5-7% ВВП.
«Что касается второго пути, то здесь существуют колоссальные резервы. Никто не знает точно, сколько, но, как говорил президент Дмитрий Медведев в конце 2010 года, только на системе госзакупок у нас ежегодно пропадает примерно 3 трлн рублей. По всей видимости, это еще низкая оценка, и если хорошо поработать с расходами, то можно найти куда больше резервов для сокращения ненефтяного бюджета», - указывает Алексей Девятов.
Однако он не верит, что в ближайшем будущем правительство сможет достичь серьезной экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности их расходования.
«Картина вырисовывается нерадостная. Скорее всего, рекомендации МВФ будут проигнорированы. Ненефтяной дефицит у нас будет расти», - считает главный экономист «Уралсиба». «В какой-то момент придет понимание, что так нельзя, и будут искаться внутренние резервы для оптимизации расходов, начнут работать внутренние факторы, в том числе давление со стороны гражданского общества. Другое дело, что в ближайшие пару лет этого ждать не стоит, это скорее перспектива будущего», - считает эксперт.
Понимание того, что ненефтяной дефицит нужно сокращать, есть, но это будет делаться медленнее, чем рекомендует МВФ, считает Карыхалин.
Новые бюджетные правила
Следует сказать, что правительство России работает над созданием новых бюджетных правил, которые должны ограничить расходы бюджета базовой ценой на нефть. Смысл в том, что нефтедоходы, полученные при цене нефти выше базовой, должны направляться в Резервный фонд. Однако переход на базовую цену в 90 долларов за баррель Минфин хочет сделать постепенным.
Минфин предлагает правительству ограничить расходы федерального бюджета в 2013 году, исходя из цены на нефть в 97 долларов за баррель, в 2014 году - 95 долларов за баррель, в 2015 году - 92 доллара за баррель, а в 2016 году - 90 долларов за баррель (это будет базовая цена), передает «Интерфакс». Сейчас цена отсечения находится в районе 110-112 долларов за баррель, говорил Алексей Кудрин. Причем приемлемой базовой ценой на нефть в бюджете он считает 90 долларов за баррель, на которую Минфин предлагает выйти только в 2016 году.
При таких ценах дефицит бюджета РФ, по расчетам Минфина, в 2013 году будет на уровне, установленном в законе о бюджете на этот год, - 1,6% ВВП, в 2014 году - 1,2% ВВП, в 2015 году - 1,0% ВВП.
Все доходы, которые сверх «цены отсечения», будут направляться в Резервный фонд до достижения им нормативной величины, а затем - на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Нормативную величину Резервного фонда предлагается ввести на уровне 7% ВВП. Кстати, в 2009 году на финансирование дефицита бюджета были использованы средства Резервного фонда в объеме как раз 6,8% ВВП.
В Минфине считают, что нормативная величина фонда в 7% ВВП позволит финансировать принятые расходные обязательства в течение всего трехлетнего бюджетного цикла без увеличения чистых заимствований при умеренном, но продолжительном падении цен на нефть.
При более сильном падении цен на нефть, чем предусмотрено в консервативном сценарии Минэкономразвития, объема Резервного фонда в 7% ВВП будет достаточно даже для покрытия дефицита бюджета. В целом, такой подход, полагают в Минфине, позволит постепенно адаптировать базовую цену к долгосрочному изменению уровня нефтяных цен, оградить бюджетную систему от краткосрочных колебаний цен и проводить более сдержанную политику расходов.