May 11, 2014 21:09
Из алхимической Книги Лэмбспринка:
Мудрецы говорят
Что дикий зверь живет в лесу,
И шкура его чернее черного.
Но если его голову отсечь,
То чернота совсем исчезнет,
И уступит место снежной белизне.
А теперь сравним у наших скопцев:
Ты возьми в свои руки острый меч,
Ты изволь змею голову отсечь.
Тогда будут пречистые телеса,
Так пойдет тебя душа во небеса *
Или же так:
Садись ты смелее на коня,
Бери в руки шелковы поводья,
Возьми острый меч
И изволь ты змию голову отсечь.
* Прим.: этот и след. взяты из книги Н. И. Надеждина "Исследование о скопческой ереси".
Корреляцию с Книгой Лэмбспринка создают и "белые рубашки", белый платок, которым накрывали живот и ноги принимаемого в секту, и ряд синонимов-метафор: складатъ белый камушек (ставить на бел камушек), сесть на коня, сесть на белого коня, сесть на пегого коня и пересесть с пегого коня на белого коня (соответственно двум степеням оскопления), побесить змия, отсечь голову змию, одеть белую ризу…
Архетип змееборца находим на рисунке в Книге Лэмбспринка (рыцарь, нападающий на дракона), а также в образе Георгия Победоносца, убивающего змея в Бейруте и защищающего девушку. Любопытно, что принесение девушек в жертву змию практиковалось и в дохристианской Руси. Академик Рыбаков пишет, что северные славяне поклонялись Змею-Ящеру, владыке подземных вод. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек. Главное капище помещалось недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. В качестве жертв Ящеру кидали в воду черных кур <чёрный - цвет дракона у Лэмбспринка и диалектика чёрное-белое у скопцев>, а также молодых девушек.
Особая тяга дракона, или змия-ящера к женщинам (особенно же - к девушкам) очевидна. В Апокалипсисе дракон также враждует с "женою, облеченной в солнце" и можно (sic) рассмотреть следующий фрагмент чисто метафорически в сексуальном плане: "И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" (Откр. 12:15-16).
И в заключение о некоем эффекте из Книги Лэмбспринка:
Дикий Дракон живет в чаще лесной,
Он беспредельно ядовит, но обладает всем.
Когда же видит пламя Солнца, <снова см. "жена, облеченная в солнце">
То источает яд вокруг,
И вверх стремится так неудержимо,
Что перед ним никто не устоит, -
И даже Василиск с ним не сравнится.
А кто сумеет Дракона погубить,
Того минуют все напасти.