Российское Сомали

Sep 03, 2009 12:47

ТЕКСТ: "Газета.Ru"

После прошлогодней войны с Грузией Россия единолично отвечает за мир в Южной Осетии и Абхазии. И любое воинственное заявление их руководителей вроде обещаний Багапша топить нарушающие морскую границу республики грузинские корабли автоматически будет трактоваться миром как позиция Москвы.

Спустя год после боевых действий в Южной Осетии становится все более очевидно, что Россия не смогла ликвидировать ситуацию «латентной войны» на Южном Кавказе. Что пятидневная война не стала для нас «маленькой» и «победоносной». Более того,
выдавив из Абхазии с Южной Осетией международных наблюдателей, Россия теперь будет вынуждена в одиночку разруливать неизбежные, уже нарастающие конфликты и провокации между Грузией и ее сепаратистскими анклавами, независимость которых опять же признает пока только Москва.

Никарагуа туда своих миротворцев явно не пришлет.

Президент Абхазии Сергей Багапш, до сих пор считавшийся куда менее агрессивным и гораздо более адекватным политиком, чем его югоосетинский коллега Эдуард Кокойты, отдал приказ ВМФ республики уничтожать грузинские корабли, нарушающие морскую границу республики. «Я отдал приказ нашим военно-морским силам уничтожать грузинские корабли, нарушающие морскую границу Абхазии. Этот шаг продиктован непрекращающимися пиратскими действиями со стороны Грузии», - заявил Багапш. На днях после захвата нескольких судов, направлявшихся в Абхазию, грузинский суд приговорил капитана турецкого судна, захваченного на пути в эту республику, к 24 годам тюрьмы, а сам корабль передал в собственность государства. Тем не менее мотивация этого крайне воинственного заявления Багапша, увы, более чем сомнительна для всего мирового сообщества, кроме России. У которой

в случае реализации обещаний абхазского лидера появляется натуральное Сомали у собственных границ, в Черном море.

«Хочу подчеркнуть, что речь идет о действиях исключительно ВМФ Абхазии. Никакие военно-морские силы России для решения данного вопроса не привлекаются и привлекаться не будут», - сказал Сергей Багапш. Ему едва ли поверят хотя бы потому, что в конце августа представитель ФСБ России открыто заявила о намерении российских пограничников защищать (читай: контролировать) морское пространство Абхазии. К тому же до сих пор никаких сведений о наличии признаков флота, способного захватывать и, главное, уничтожать чужие корабли у самой Абхазии не было. «К сожалению, сегодня можно говорить о грузинских пиратах наравне с пиратами сомалийскими. А подобные действия должны повлечь за собой адекватный ответ», - заявил Багапш. Между тем говорить «о грузинских пиратах» наравне с сомалийскими как раз категорически нельзя:

то, что Багапш называет «морской границей Абхазии», является таковой только для абхазских и российских властей, но не для Грузии и международного сообщества.

В итоге Россию откровенно втягивают (если, конечно, она сама не подтолкнула главу Абхазии к этим воинственным заявлениям, которые, впрочем, могут быть продиктованы и уже фактически начавшейся предвыборной кампанией: в декабре этого года абхазам предстоит избирать президента) в затяжную пиратскую войну с Грузией. Причем происходит это в акватории Черного моря. А Черноморский флот России базируется на Украине, отношения России с которой, мягко говоря, далеки от идеальных и которая в 2017 году имеет абсолютно законные основания попросить этот флот перебазироваться домой.

Кроме того, международная правовая база в этой потенциальной пиратской войне тоже не на стороне Абхазии с Россией, и атака на грузинские суда (заметим, что Багапш говорит об их уничтожении, тогда как Грузия ни одно захваченное судно, плывшее в Абхазию, не топила) будет восприниматься миром как прямое продолжение прошлогодних боевых действий. Причем тут уже решительно невозможно будет доказать, что агрессор - Грузия.

Но проблема еще более глубока.

Нынешняя «пиратская война слов» лишь наиболее яркое свидетельство тупика, в который загнали ситуацию на Южном Кавказе поспешное признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии и слом прежних механизмов международного контроля за ситуацией.

Разговоры о том, что мировое сообщество не смогло предотвратить прошлогоднюю войну и «развязало руки Саакашвили», не слишком корректны: Россия в равной, если не в большей степени отвечала за мир в регионе, но не смогла и даже, откровенно говоря, не захотела «принудить» ту же Южную Осетию сесть за стол переговоров с грузинским руководством, когда президент Саакашвили на протяжении нескольких лет предлагал ей широкую автономию.

А теперь Владимир Путин в интервью грузинской телекомпании «Рустави-2» заявляет, что, если бы Южной Осетии дали автономию и Саакашвили не напал на республику, Россия признавала бы территориальную целостность Грузии и не воевала с ней.

Сегодня российским властям кивать не на кого. Москва фактически единолично отвечает за мир в Южной Осетии и Абхазии. А любое воинственное заявление их руководителей автоматически будет трактоваться миром либо как санкционированное Россией, либо просто как ее точка зрения.
Ибо в реальную независимость этих республик от Москвы не верит никто даже в самой России. Дополняя знаменитую формулу Антуана Сент-Экзюпери

«мы в ответе за тех, кого приручили», приходится признать: России приходится отвечать за тех, кого она пока так и не смогла приручить до конца.
Previous post Next post
Up