Недавнее заявление Саакашвили об объединении с Азербайджаном вызвало настоящую панику в грузинском обществе. Так, социал-демократическая партия Грузии потребовала от властей объяснить их планы, касающиеся «конфедерации с Азербайджаном».
Дело в том, что грузинский глава заявил, что отношения двух государств зашли столь далеко, что нуждаются в «официальном оформлении». Принимая в Батуми главу Азербайджана Ильхама Алиева 20-го июля, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о необходимости создания конфедеративных отношений, поскольку «грузино-азербайджанские связи переросли из стратегических в нечто большее», поскольку «Азербайджан всегда, без всяких колебаний, был рядом с Грузией в наиболее стратегических, жизненно важных вопросах. Это настоящее братство».
Вскоре Саакашвили повторил свое батумское заявление на заседании правительства. А 20 августа замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе сообщила журналистам, что «технически Грузия уже дала согласие на создание конфедерации с Азербайджаном».
«Форма этой инициативы зависит от переговоров дипломатов, это предмет дипломатической работы... В рамках конфедерации мы сможем определить планы развития наших отношений, которые послужат развитию всего региона, в особенности учитывая то, что экономическая кооперация между нашими странами развивается очень интенсивно», - сказала Каландадзе и подчеркнула, что на данной стадии «речь идет о правовых рамках дальнейших переговоров относительно различных аспектов этого вопроса».
Социал-демократы, назвали данную инициативу«крайне опасной»: «Каландадзе заявила, что технические вопросы о конфедерации уже озвучены. Абсолютно непонятно, что подразумевается под техническими вопросами. Остается впечатление, что на уровне политического принципа правительство уже решило этот вопрос. Надо подчеркнуть, что подобные безответственные заявления могут серьезно усугубить положение в и без того нестабильном регионе. Исходя из величайшей важности вопроса, мы требуем, чтобы МИД незамедлительно сделал официальное заявление, которое прольет свет на осуществленные правительством шаги... и его намерения. Мы призываем всех граждан Грузии проявить трезвость, чтобы в один прекрасный день не оказаться гражданами совсем другого государства», - говорится в заявлении СДПГ.
Немалую тревогу вызвали выступления представителя МИД и у простых граждан, испугавшихся перспективы оказаться втянутым еще и в Карабахский конфликт, а так же превратиться в протекторат Турции, связанной, как известно, особыми отношениями с Азербайджаном: Анкара обновила мощный стратегический договор с Баку.
«Я надеюсь, что заявления о конфедерации - блеф. Во всяком случае, в новой Конституции, которая в эти дни обсуждается, про это ничего нет. Если же власти всерьез задумались над конфедерацией, то новые отношения с Азербайджаном несут для Грузии большие опасности», - заявил тбилисский политолог Паата Закареишвили. Во-первых, в неурегулированном карабахском конфликте Грузия становится на сторону Азербайджана.
Во-вторых, неминуемо обострится проблема Джавахети - грузинского региона компактного проживания армян: если до сих пор тамошние сепаратистские настроения удавалось гасить, то с появлением грузино-азербайджанской конфедерации у Еревана заинтересованность в стабильности в Джавахети пропадет.
В-третьих, создание конфедерации в числе прочего подразумевает объединенную армию, и надо ли говорить о военных рисках с учетом территориальных проблем и Грузии, и Азербайджана и с учетом того, что по ту сторону конфликтов так или иначе стоит Россия, а Баку связан стратегическим договором с Анкарой - при любой ошибке регион может заполыхать. И, наконец, многочисленная азербайджанская диаспора, без того смотрящая в сторону исторической родины, начнет воспринимать только Баку, и на ее интеграции в грузинское общество можно ставить крест. «Идея конфедерации заслуживала бы внимания, если бы с ее помощью можно было бы решить территориальные проблемы, но только от альянса Баку и Тбилиси ничего не изменится, а Ереван, конечно, сейчас никак не включить», - сказал Закареишвили.
По его словам, идея конфедерации была актуальной несколько лет назад, но тогда ее реализовать не удалось. «Вообще исторически конфедеративное устройство Южного Кавказа всегда диктовалось и навязывалось извне - Персией, Турцией или Россией. Так удобнее было метрополии. Как только внешнее давление ослабевало, конфедерация тут же распадалась, вплоть до выяснения отношений ее бывшими членами».
Строго говоря, определенный интерес Азербайджана и особенно Турции в таком союзе усмотреть можно. Так, например, Баку могло бы получить выход к морю, полностью заблокировать наземное сообщение с Россией и потихоньку освоить грузинские территории с азербайджанским населением, тем самым вознаградив себя за карабахские неудачи.
Турция же, напомним, все последнее время проявляла к Грузии большой интерес, то объявляя себя защитниками интересов аджарцев и грузинских азербайджанцев, то предлагая объявить Грузию «несостоявшимся государством» и поделить ее на сферы влияния Турции, Азербайджана и России.
Между тем, министерство иностранных дел Азербайджана официально заявило, что не в курсе создания грузино-азербайджанской конфедерации. «Пресс-служба МИД Азербайджана не владеет информацией касательно создания азербайджано-грузинской конфедерации», - заявил официальный представитель Министерства иностранных дел Азербайджана Эльхан Полухов.
По мнению бакинского политолога профессора Расима Мусабекова, на заявления о конфедерации Михаила Саакашвили могла подвигнуть некая неудовлетворенность политическим положением - тут и неудачная война в 2008 году, и проистекшее из этого изменение международного климата в отношении Грузии, и не слишком успешное положение дел в местной экономике. «Но о какой конфедерации можно говорить, имея два территориальных конфликта, не говоря о карабахской проблеме Азербайджана?! Впрочем, можно представить себе небольшое конфедеративное образование, которое в эпоху нынешней глобализации серьезной роли играть не может. Скажем, кто сейчас в условиях ЕС вспоминает о Бенилюксе или складывающейся конфедерации стран Скандинавии?» - заявил Мусабеков. При этом он также не стал исключать того, что идея конфедерации могла быть вброшена извне.
Маловероятно, что Баку было бы заинтересовано в столь тесном союзе с Тбилиси. Хотя бы потому, что все его плюсы сведет на нет неизбежное в таком случае ухудшение отношений с Москвой. Не стоит забывать, что чуть ли не половина всего трудоспособного мужского населения страны находится на заработках в России.
Это наводит на мысль о том, что вся эта «конфедерация» - не только еще одно свидетельство неадекватности Саакашвили, который в очередной раз «погнал». Данный эпизод красноречиво говорит о том, что для нынешнего тбилисского режима независимость и государственный суверенитет Грузии, интересы грузинского народа не имеют ни малейшего значения.
Между тем, сегодня в Грузии и Азербайджане популярен анекдот, согласно которому конфедерация не состоялась по причине недоверия Алиева к армянским корням Саакашвили.