Украина продолжает поставки оружия в Грузию

Nov 05, 2008 09:40

Расследование временной следственной комиссии Верховной Рады по поводу обстоятельств поставок в Грузию военной техники обрастает все новыми и новыми подробностями, деталями и скандалами. Мы попросили рассказать об этой работе и поделиться своими мыслями о том, что происходит в Украине с продажей вооружений, председателя комиссии Валерия Коновалюка.
Пугающие факты

- Валерий Ильич, несмотря на парламентский кризис, ваша комиссия продолжает работать? Что уже удалось, как говорится, «накопать», что вы собираетесь делать в ближайшем будущем?

- Мы продолжаем работать, несмотря ни на что. Более того, по оценкам некоторых политиков и политологов, к тому, что происходит сейчас в парламенте и стране, имеют непосредственное отношение и результаты работы нашей комиссии.

- Как это?

- Расследование, которое ведет наша следственная комиссия, те факты, которые мы уже выявили и которые еще выявим, очевидно, многих напугали. Поскольку речь идет не только о серьезных злоупотреблениях и нарушениях украинского законодательства, но и о серьезной коррупции, существующей в системе экспорта вооружений Украины.

Комиссия уже готова сделать достоянием гласности целый ряд сообщений, которые вызовут неоднозначный резонанс в обществе. Мы вышли с инициативой проведения предварительного отчета в Верховной Раде Украины, чтобы проинформировать о результатах нашей работы не только украинский парламент, но и граждан страны. Поэтому наша деятельность и является, в определенной мере, детонатором усиления политического кризиса, который, на мой взгляд, приведет страну не только к внеочередным парламентским, но и к досрочным президентским выборам.

Что касается ближайших планов, то мы намерены выехать в Грузию и Южную Осетию, чтобы провести выездное заседание. Сейчас идут переговоры об этом с МИД и минобороны Грузии. Эта поездка, уверен, даст нам дополнительную информацию, которая будет крайне важна для окончательного вывода комиссии. Мы также планируем посетить Цхинвал, чтобы по образцам трофейной техники выяснить, что именно поставлялось из Украины. И грузинская, и осетинская стороны заинтересованы в этом. Я могу заявить: если бы не активные поставки наступательных вооружений из Украины, то конфликта на Кавказе в таком масштабе не было бы. И мы намерены вскоре выступить с отчетом в парламенте. Выводы комиссии должны подтолкнуть Генеральную прокуратуру Украины и Службу безопасности для реагирования на выявленные нарушения в сфере торговли оружием.

- А насколько серьезны эти нарушения?

- В частности, созданная комиссией экспертная группа изучила цены на рынке в период поставок вооружения Грузии и получила информацию о том, сколько средств потеряло государство. Так вот: за последние четыре года Украина продала оружия на 2,5 миллиарда долларов, а из них только 200 миллионов было направлено в бюджет. При этом на 300 миллионов долларов было поставлено оружия в Грузию. Кроме выявленных нарушений, комиссия внесет ряд предложений, которые усилят государственный контроль в сфере экспорта вооружений. Однако мы постоянно чувствуем противодействие нашей деятельности и даже угрозу безопасности председателя и членов комиссии. Я обратился в Службу безопасности Украины с просьбой предоставить мне охрану.

Небезопасное расследование

- Что побудило вас это сделать - были ли конкретные звонки, угрозы?

- Хочу вас сразу сориентировать. Дело в том, что мы ведь расследуем не какие-то там спорные вопросы с выделением земельных участков, а вопрос поставок вооружений. Это та тема, которая всегда была достаточно закрытой, и в этом бизнесе, поверьте мне, участвуют, как правило, и выходцы из спецслужб, и другие лица, которые действуют без предупреждения, без угроз. Понимаем, что мы подняли очень серьезные проблемы, которые уже вынудили отдельных лиц покинуть Украину. Поэтому я бы хотел, чтобы у нас была возможность вести дальнейшее расследование, чтобы Служба безопасности Украины не занималась провокациями типа возбуждения уголовного дела по факту разглашения государственной тайны, а действительно занималась теми вопросами, которые касаются ее функциональных обязанностей. И в связи с этим я обратился в СБУ, чтобы была предоставлена охрана, потому что понимаю, что есть вопросы, которые могут вызвать самые непредсказуемые действия. Я мастер спорта по дзюдо, всегда езжу за рулем машины самостоятельно, я не тот человек, который чего-то боится, но не хотел бы давать кому-то повода и возможности вследствие каких-то противозаконных действий остановить наше расследование. Хотел бы напомнить, как закончили жизнь несколько руководителей «Укрспецэкспорта» - они погибли в автокатастрофах.

- СБУ предоставила вам охрану?

- Они мне сообщили, что на этот счет не имеют полномочий и посоветовали обратиться непосредственно к президенту Украины. Кстати, мы помним события в Киевском окружном апелляционном суде, когда там очень быстро предоставляли охрану судьям для того, чтобы они своевременно вынесли решение. Вопрос в другом. Мы - крупная оппозиционная политическая партия, которая располагает возможностями довести это расследование до конца и подумать о своей безопасности. Но я хотел, чтобы наша правоохранительная система выполняла свои функции так, как предусмотрено законами и Конституцией.

Секреты Полишинеля

- А СБУ в это время обвинила вас в разглашении государственных секретов ...

- Да нет никаких секретов, поскольку речь идет о продаже зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», который находился на боевом дежурстве. Очевидно, у многих появилось желание сделать тайной подписи, находящиеся под этими документами.

- И что же это за подписи?

- Там стоят подписи исполняющего в то время обязанности премьер-министра Юрия Еханурова. Также есть поручения президента, письмо от «Укрспецэкспорта» и подпись его главы, а также «автограф» тогдашнего главы Министерства обороны Украины Анатолия Гриценко.

-  Удалось ли комиссии найти факты участия украинских военных в конфликте на Кавказе?

- Понимаете, это тема для нас болезненная, поскольку, если предположить такое участие, то это, безусловно, повлечет за собой колоссальные политические последствия. Мы располагаем рядом фамилий, которые проверяем. Я на этом хотел бы ограничить свой ответ и сослаться на то, что если эти факты подтвердятся, то могут быть просто сокрушительные последствия для нынешнего политического руководства Украины. Не думаю, что для нашей внешней политики и для мнения подавляющего большинства наших граждан сегодня приемлемы какие-либо действия, которые направлены в ущерб братским отношениям украинского и российского народов.

Поэтому эта информация будет очень тщательно проверяться, мы не хотим допустить спекуляций на эту тему.

- В ходе работы комиссии у вас наверняка было немало открытий по поставкам оружия не только в Грузию, но и в другие страны. Могли бы вы привести конкретные примеры?

- Меня особо поразило то, что значительная часть продаваемого оружия - это старый арсенал, оставшийся еще с советских времен. Вместо того, чтобы ввести серьезную программу военно-промышленного комплекса, мы фактически привели его к упадку. Большей частью поставки оружия производятся в зоны конфликтов, чаще всего в африканские страны. Если вы помните, шесть лет назад Украина «прославилась» в связи с серьезнейшим скандалом, связанным с комплексом «Кольчуга». Тогда, чтобы дестабилизировать ситуацию внутри страны, была придумана эта спецоперация якобы о поставках «Кольчуг» в Ирак. Никаких «Кольчуг» в Ирак Украина не поставляла. А заявления лидеров тогдашней оппозиции вызвали колоссальные последствия, была приостановлена финансовая помощь, наши евроинтеграционные намерения. И это привело к дестабилизации накануне президентских выборов. В нынешней ситуации с продажей оружия мы видим совершенно обратное: сегодня в ущерб нашим национальным интересам проводится продажа вооружений и боеприпасов.

- Продолжаются ли сейчас поставки украинских вооружений в Грузию?

- Контракты были заключены на весь год. Например, порядка 20 танков Украина должна была поставить в сентябре. Информации о том, что эти контракты не выполняются, у меня нет. Мы послали запросы по нынешним поставкам. Ответов нет. Думаю, что выездное заседание нашей комиссии даст дополнительную информацию по этому вопросу.

Виновные должны ответить

- То, что происходит в Украине с продажей оружия, то есть с несоблюдением действующего законодательства в процессе продажи, - это системное явление или единичные случаи?

- Системный характер носят злоупотребления и коррупция, которые сложились в сфере торговли оружием. Отмечу еще раз: Украина не нарушала международных норм, поставляя вооружения в ту или иную страну. Но мы говорим о том, что государственный бюджет Украины терял огромные средства, мы говорим о том, что Министерство обороны оставалось без достаточного финансирования, без средств, которые должны были быть направлены, прежде всего, на перевооружение собственной армии, на решение социальных проблем военнослужащих. Мы говорим о том, что в ущерб обороноспособности страны разукомплектовывались целые подразделения, части, которые несли боевое дежурство. Вот эти факты, к сожалению, стали в стране системными. И вызывает сожаление, что те органы, которые обязаны контролировать это, абсолютно бездействуют. Или же препятствуют работе комиссии.

- Достаточно ли тех фактов, которыми вы располагаете для, например, инициирования процедуры импичмента президенту?

- Этих фактов достаточно, чтобы на высоком уровне поднять вопрос об ответственности должностных лиц. Вместе с тем в нынешних условиях практически нет возможности реализовать процедуру импичмента.

Считаю, что сегодня личный дефолт Виктора Ющенко перерастает в экономический и финансовый дефолт для всей страны. И если уровень доверия к президенту на уровне 4,1 процента, то мы понимаем: это не оттого что вскрылись какие-то документы, которые говорят о незаконной торговле вооружениями. Мы понимаем, что это системный кризис власти, которую олицетворяет непосредственно сам президент. И мы не видим другого пути, как все-таки достичь понимания ответственности, поскольку нынешняя ситуация и усиление кризиса, в частности, в деятельности Верховной Рады, может привести к очень серьезным последствиям. И мне бы не хотелось, чтобы страна, которая еще четыре года назад развивалась, в которой были стабильность, программы реформ, и дальше скатывалась в состояние постоянной политической борьбы, а люди давали бы всему этому негативную оценку. Поэтому нужно на выявленные факты реагировать как европейскому демократическому государству, а виновные должны ответить за содеянное.

Грузия, Украина

Previous post Next post
Up