Интересно было обнаружить в одной из серий этих работ, в символах древней цивилизации, силуэты букв грузинского алфавита. Техника монументальной эмали интересна уже потому, что не является миниатюрой, а отсутствие перегородок похоже на разобранный витраж.
Оригинал взят у
vittasim в
Выставка в Коломне "Искусство эмали" В Культурном центре «Дом Озерова» города Коломны в рамках проекта «Учитель и ученики» в сентябре этого года проходила выставка «Искусство эмали», на которой были представлены станковые эмали художника - монументалиста Людмилы Анненковой и её учеников, учащихся художественной студии города Зеленограда. Все фотографии данного поста, кроме портрета художницы, сделаны мной на этой выставке.
В современном художественном процессе ее творчество представляет особый путь и поиск. Уникальность этого пути заключена в избрании редкой в наши дни, хотя некогда и традиционной техники. А творческий поиск направлен на переосмысление и обновление традиции - техника эмали, служившая прежде языком декоративно-прикладного искусства, то есть, техникой малых форм, переработана и воплощена в масштабе станковых и монументальных произведений.
Произведения искусства, выполненные в технике эмали, известны со времен раннего средневековья. Эта техника - нанесение стекловидной эмалевой массы на металл и закрепление ее при обжиге - имеет несколько разновидностей. По технологии изготовления различаются выемчатые, перегородчатые эмали, эмали по скани, прозрачные эмали и расписные.
В контексте древнерусской художественной культуры заметную роль играли перегородчатые эмали, воспринятые из обширного наследия византийского искусства. Византийские перегородчатые эмали относятся к числу высших достижений средневековой культуры, в этой технике выполнялись как произведения, играющие чисто декоративную роль, так и самостоятельные фигурные композиции на религиозные сюжеты с развитой иконографией. Художественный стиль лучших образцов византийской эмали всегда отвечал общей культурной ситуации эпохи.
"Шар над городом"
В эпоху средневековья извечная коллизия духовного и материального легла в основу сакрального искусства и нашла формальное выражение в технологиях, сочетающих твердые и непрозрачные материалы с прозрачными и светящимися (мозаики, витражи, эмали). Перевод на новый художественный язык формальных и эстетических основ древней техники и внедрение его в новую архитектурно-пространственную и культурную среду является несомненным творческим достижением Людмилы Анненковой, ее уникальным опытом.
Серия"Золотой век пиратов"
«… Вообще-то эмали нигде не учили, - говорит Людмила Юрьевна. - Древнейшая традиция перегородчатой эмали была некогда прервана. Осваивала перегородчатую эмаль сама и вышла из Строгановки, готовая делать большую самостоятельную работу. Прелесть занятия эмалью в том, что художник делает произведение своими руками - от начала до конца. У меня есть несколько миниатюр, но если я скреплю их обычным фабричным гвоздиком, вся работа испортится. Я должна выковать этот гвоздик сама...»
Из серии "Стрекозы и бабочки"
«…В технике "горячая эмаль" работаю с 1977 года» - продолжает Людмила Юрьевна. «В одних работах эта техника является доминирующей и подчиняет себе металл, в других - она присутствует драгоценными вкраплениями. Много лет экспериментировала, пытаясь найти сопутствующие материалы, которые бы позволили выявить оригинальность этой древней ювелирной техники в современных монументальных работах. Часто терпела неудачи, но не отчаивалась, потому что считала и до сих пор считаю свои работы поиском. Поэтому выполнение их занимает не один год…».
Серия "Моя Москва" "Серебряный бор"
Серия "Моя Москва" "Сретенский бульвар"
Серия "Моя Москва" "Чистопрудный бульвар"
Широкую известность Анненкова получила, прежде всего, как автор монументальных декоративных композиций, оформляющих интерьеры разнородных с точки зрения архитектуры пространств. Первой крупной работой по оформлению внутреннего пространства здания стали эмалевые панно «Мельница», «Часы» и «Кораблик», созданные в 1984-85гг., вскоре после окончания Строгановского училища, для детского сада в Челябинске. Изображений этих и последующих монументальных работ у меня нет, поэтому я продолжаю иллюстрировать свой рассказ о художнице фотографиями, сделанными на выставке в Коломне.
Триптих "Игра в кубик" - "Мельница"
Триптих "Игра в кубик" - "Домик"
Затем последовало участие во всесоюзном симпозиуме монументалистов, прошедшем в Доме творчества в Сенеже в 1987г. На этом симпозиуме Анненковой была разработана методика комплексного оформления интерьеров эмалевыми композициями. Новизна предложенного метода заключалась в использовании техники эмали (традиционно считавшейся техникой малых, «ювелирных» форм) в монументальных объемно-пространственных композициях. Более того, были предложены сочетания эмалей с другими техниками и материалами: с зеркальными поверхностями, кирпичной кладкой, с источниками искусственного освещения и проч. Данному проекту было присуждено 1-е место, а художница получила заказ на оформление композициями с включением эмалей (в том числе подвесной потолок с эмалевыми светильниками) вестибюля завода «Манометр» в Москве (1986-87гг.).
Серия "Земля Скандии"
В 1988г. Анненкова принимала участие в работе I Международного симпозиума художников по эмали в Сочи. На семинарах, проводившихся в рамках этого симпозиума новая идея о введении эмалер! в оформление архитектурного пространства была обоснована не только с эстетической, но и с технологической стороны. Разработанные технологии были впоследствии применены в оформлении студенческого клуба при Московском институте электронных технологий в Зеленограде (1986-95гг.).
Из серии "Путешествие во времени"
В ряду интерьеров, оформленных Анненковой, последним по времени создания является комплекс внутренних помещений Дворца творчества в Зеленограде (1996г.). Этот комплекс включает фойе, зал театра и прилегающие к ним помещения. Декорация интерьера выполнена в разных техниках: это и роспись, и мозаическое панно, и объемно-пространственная композиция «Синяя птица» с включением цветного стекла, металлических конструкций и эмалевых панно.
Серия "Память"
Эксперимент в этой области продолжался. Очередным этапом явилось оформление станции метро «Отрадное» в 1994г. Две двухсторонние объемно-пространственные композиции, выполненные в технике монументальной эмали отвечают специфике зального пространства станции. Это многофигурные композиции «1812 год» и «Декабристы», «Деятели культуры, науки и искусства 19-го века» и «Жены декабристов». Я представляю здесь изображения двух панно, найденых в интернете.
На выставке в Коломне освещалась иная грань творчества Людмилы Анненковой - произведения станковых форм, представляющие все периоды развития стиля, основные циклы и серии.
Триптих "Каравеллы" и диптих "Материки"
Одна из интереснейших особенностей художественного мира Анненковой - это обостренное восприятие цикличности времени. Утро «знает» о вечере, лето - о зиме, твердь земли - о тверди неба, солнечная сторона древа - о той, которая во тьме. Все связано со всем, все парно или двойственно, множественно и бесконечно. Всякое создание в этом мире имеет свое подобие, часто - череду подобий, но всегда - уникально.
Из серии "Исчезнувшие цивилизации"
Блюда "Египет"
В творчестве художницы такое миросозерцание проявляется на разных уровнях - от приемов, которыми строится форма, до образной системы в целом. Отсюда проистекает и использование многочастных композиций - диптиха, триптиха, полиптиха. Тяготение к многосоставности художественного произведения сказывается и в том, что самостоятельная композиция со временем становится парной, а затем - частью цикла или серии, которые развиваются до тех пор, пока не замкнется круг избранной темы.
Из серии "Исчезнувшие цивилизации"
Блюда "Египет"
Сюжеты своих произведений Л. Анненкова часто находит в путешествиях. Этому доказательство большинство ее работ. Все, что художник видит, читает, слышит, она пропускает через свою душу и воплощает образы в эмали.
Работы художника находятся в российских и иностранных музеях, а также в частных коллекциях.Персональные выставки проходили в Германии (1993), Нидерландах (1999), Австралии и Японии (2001), Италии и Испании (2002), Чехии (2003), московском Музее изобразительных искусств на Кузнецком мосту и в Центральном доме художника на Крымском валу. В Коломне - это уже вторая выставка художницы, первая персональная выставка Людмилы Анненковой состоялась в 2009г.
Из серии "Земля Скандии"
Из серии "Исчезнувшие цивилизации"
Напоследок - работы учеников Людмилы Анненковой
http://kolomnaonline.ru/?p=1847 29
www.museum.ru/N43738
http://zlngrd.ru/upload/iblock/a97/a9717c57fee44491084195685db1860c.jpg
http://pda.zelao.ru/ru/8/34/630/