Я тут недавно брал интервью для
Yopolis.ru у ребят, рисующих граффити. Так что чего добру пропадать, пусть будет здесь.
За окном дождь. Мы подъезжаем к огромной измалеванной бетонной стене где-то в районе северного Тушина. Ребята выходят из машины, открывают багажник и достают оттуда сумку с позвякивающими баллончиками. Они намечают очертания будущего изображения и начинают рисовать, дождь их ни капли не смущает.
Что такое граффити (правильное произношение этого слова подразумевает ударение на предпоследний слог) не понаслышке знает едва ли не каждый житель мало-мальски крупного города России. Сложно себе представить гаражи в спальных районах, укромные дворы в центре или трансформаторные будки без надписей, сделанных с помощью баллончиков.
Что движет человеком, рисующим на городских стенах? По словам Павла, уличного художника с большим стажем, у каждого свои мотивы. Для кого-то со временем граффити превращается в спорт: он стремится разрисовать как можно больше поверхностей в отдельно взятом районе и таким образом доказать тусовке свою состоятельность. Таким людям без разницы, где рисовать: на заброшенных зданиях, или же на чистых стенах кооперативного дома. Причем не всегда рисунки таких "спортсменов" красивы или даже банально аккуратны. Для кого-то же рисование становится своего рода отдушиной: "Например, у меня проблемы на работе, или там, с родными поссорился, тогда я иду рисовать, и меня это очень успокаивает. Это моё любимое занятие", - откровенничает художник.
Ребята стараются рисовать в местах, где, на их взгляд, рисунки никому не навредят. Паша говорит, что в своё время совершенно не брезговал обычными бетонными стенами заводов. Да и сейчас, он идет рисовать на непримечательных ограждениях возле железнодорожных путей, и совершенно “не обламываюется." Если ребята творят где-то в центре города, то тщательно выбирают рисунок: он должен и гармонизировать с городской средой, но и, несомненно, выделяться и быть ярким. Иначе это не было бы граффити. Более того, подчиняясь определенным правилам приличия, адекватный райтер никогда не станет закрашивать творения других художников, если, конечно, это не мазня детей, купивших баллончик в ближайшем строительном магазине.
По словам Алексея, второго художника, "Это дело, которым не занимается почти никто. Кто-то музыку пишет, кто-то играет на гитаре, а у тебя особенное увлечение, твой секрет. Очень приятно это ощущать. Более того, когда мы только начинали заниматься граффити, не было ни интернета, ни специальных магазинов в Москве, ни тематических журналов, и потому было интересно идти непроторённой тропой."
На вопрос о проблемах с полицией ребята отвечают просто: "Макисмум, что грозит - штраф за вандализм. Чаще просто отпускают после написания объяснительной. Мы полицейским чаще неинтересны. Прохожим тоже почти всегда всё равно, что кто-то рисует на стенке." И правда, за время, что ребята делали рисунки на стене (а заняло это около 80-90 минут), лишь два человека отреагировали, да и те после короткого объяснения сути происходящего или жалобного "а вы нам найдите другое место, где порисовать" в ответ, шли дальше по своим делам.
И жаловаться, действительно, есть на что, ведь с местами для рисования у московских райтеров большие проблемы. К участию в кампании по раскрашиванию трансформаторных будок допускались только "свои", однако организаторы довольно сильно помогли уличным художникам оставшейся после кампании краской. Граффити-галереи, где можно легально рисовать в Москве, можно пересчитать по пальцам одной руки, а от неформальных арт-площадок (где и граффити есть место) есть риск уехать на полицейском автомобиле прямиком в отделение.
Кстати, граффити, как и любое другое хобби, удовольствие не из дешевых: "Это увлечение становится все более популярным, поэтому люди стараются делать деньги на краске, завышают цены" - объясняет райтер Алексей. На один довольно крупный рисунок уходит краски общей стоимостью около 1200-1500 рублей. "Лично я, как появился стабильный источник заработка, трачу на краску около 8000 рублей в месяц, чего хватает примерно на 6-7 добротных разноцветных рисунков" - рассказывает Павел.