Oct 14, 2018 22:21
В 1919 г., 199 лет назад, выдающийся немецкий писатель Э.Т.А.Гофман (1778-1822) написал сказку "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (Уважаемый читатель, Вы наверняка знаете балет Чайковского "Щелкунчик", либретто которого написано по одноименной сказке Гофмана, и олеру Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана", название которой само говорит за себя).
По сюжету, сын бедной крестьянки крошка Цахес родился тщедушным, уродливым душой и телом, похожим на альрауна (гномики, живущие, по преданию, в корнях мандрагоры). Добрая фея Розабельверде содрогнулась от жалости и наделила его редким даром. Он сменит имя на Циннобер (нем. киноварь). Окружающие его люди, в основном филистеры (невежественные и бездуховные мещане), не будут замечать его уродства и будут считать его красивым и привлекательным. Если в его присутствии кем либо будут совершены действия, достойные похвалы, они будут приписаны Цинноберу. Если же он сам совершит поступок низкий, отвратительный, достойный осуждения (а других он и не совершает), то этот поступок будет приписан другому, в основном, главной жертве его выходки.
Повзрослев, получивший этот дар уродец сделал быструю и блестящую карьеру при дворе. Пользуясь чужими успехами, он стал министром и поселился во дворце. Его магии неподвластны лишь иностранцы, люди искусства, а также студент Балтасар, у которого он отбил девушку. Студенту удалось узнать, что могущество Циннобера заключено в трёх огненных волосках на голове. Студент вырвал эти три волоска, и люди вдруг увидели, что их любимый министр - ни не что не способный бездарь и трепло, урод и проходимец, не совершивший ничего, кроме разного рода низостей. Разоблачённый и книженный Цахес бежит и скрывается во дворце. Но именно тут его ждёт самая главная катастрофа: он проваливается в горшок с нечистотами и тонет... . Такой вот печальный конецу этой сказки-притчи.
Современники весьма прохладно приняли "Крошку Цахеса...", не приняли и не поняли символики, замешанной на сюрреалистической фантасмагории. Лишь полтора-два века спустя сказка нашла благодарных читателей, восхищённых критиков, и... заинтригованных политологов, подыскивавших варианты современной персонализации героев сказки. Мы не будем глубоко вникать в решение этой задачи, хотя, если предположить, что добрая фея Розабельверде - это ЛТП, кого, как Вы думаете, надо назвать Цахесом? Иностранцы не подвержены его магии, и видят реальную картину. Найдётся ли у нас студент Балтасар, способный разоблачить Цахеса?