Россия готовится в одностороннем порядке прекратить действие режима свободной торговли с Украиной по 135 товарным позициям, заменив его режимом наибольшего благоприятствования. Несмотря на название, он предполагает введение таможенных пошлин, единых для стран, не входящих в Таможенный союз (ТС). Процесс ликвидации действующей системы торговых преференций в пользу механизмов ТС и ВТО коснется не только Украины, но и Молдавии и Грузии.
В украинских СМИ действия России по защите своего рынка называют «санкциями»… Дескать, Россия мстит Украине за подписание ассоциации с ЕС. Вероятно, это утверждение было бы справедливо, если бы экономика России в значительной степени зависела от украинских производителей. Но поскольку украинские товары не являются значимыми практически ни для одного из сегментов российского рынка (если не брать во внимание приграничную торговлю), то становится понятным, что эта мера - естественная реакция, можно даже сказать - автоматическая, хотя и сильно запоздалая, на подписание Украиной экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом, то есть о свободной экономической зоне Украины и ЕС.
Давайте посмотрим детальнее. До сих пор Украина пользовалась всеми благами беспошлинной торговли со странами СНГ, экспортируя все что можно - от молока до холодильников. Причем украинская продукция пользовалась в Содружестве неизменным спросом (чего «незалэжной» едва ли стоит ждать от Европы). Согласно данным Госкомстата Украины за 2013 год, Украина поставляла в Россию 20,2% всего производимого сыра и творога, примерно столько же шин и покрышек, более 10% легковых автомобилей, 12% труб и профилей из черного металла - всего на сумму почти 16 миллиардов долларов.
По подсчетам аналитиков IFC Markets, на долю России приходится примерно 30% совокупного украинского экспорта, а это примерно 26 миллиардов долларов в год. Общие потери от разрыва отношений со странами Таможенного союза эксперты оценивают минимум в 33 миллиарда долларов или 19% ВВП страны. Кроме того, у Украины уже восемь лет подряд наблюдается отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Сейчас оно уже превышает 10-12 миллиардов долларов. Из-за этого сокращение экспорта будет иметь повышенный негативный эффект для экономики.
С другой стороны, вся экономика Украины - менее 10% от российской, и для России последствия отмены украинского экспорта едва ли будут ощутимыми.
Тем более, что место украинских товаров быстренько займут производители из России и других стран Таможенного союза. Товары, которые нам были нужны по части кооперации в области военно-промышленного комплекса, украинские власти давно уже заблокировали в одностороннем порядке, а уж без украинских сыра, сала и конфет мы как-нибудь проживем. Тем более, что «Lardo di Colonnata» и « Valle d’Aosta Lardo d’Arnad» все так же прекрасны на вкус…
Поэтому теперь Россия просто вынуждена «в ответку» прекратить сотрудничество с Украиной в остальных отраслях, чтобы через украинскую, грузинскую и молдавскую «лазейки» Европа по-тихому не расширила свой рынок сбыта на территорию ТС. То есть, действия России в отношении Украины, Грузии и Молдовы - не санкции, а защита своих экономических интересов от экономической экспансии Запада, в которой выше названные страны, ввиду практически «лежащих» национальных экономик, неизбежно станут странами - транзитерами продукции из ЕС. Напомню, что между Россией и ЕС нет соглашения о «зоне свободной торговли»…
Вполне очевидно, что в данном случае речь идет не о санкциях (принуждении), а о защите. Очевидно так же, что между санкциями и защитой такая же разница, как между нападением и обороной. И если, защищая свои интересы, защитник малость помнет агрессора - разве он виноват в том, что его вынудили защищаться? Не буди лихо…
О том, что такие меры могут быть задействованы,
ранее предупреждал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Предполагалось, что вместе с Россией пошлины поднимут и ее партнеры по Таможенному союзу - Белоруссия и Казахстан, поскольку три страны договорились проводить единую таможенную политику. Однако Белоруссия и Казахстан от введения пошлин отказались. Означает ли сей демарш наших партнеров по ТС, что они нарушили свои "союзнические обязательства"?
Отнюдь. Полагаю, что «несогласие» наших партнеров по ТС имеет некий смысл, о котором мы с вами может молько гадать. Например, тот, что наш военно-промышленный комплекс «внезапно» догадается то, что ему нужно (пока формируется процесс импортозамещения), можно покупать через Казахстан, через Белоруссию, а не напрямую у Украины. Если, конечно, на Украине еще сохранятся эти производства. А украинцы, судя по всему, целенаправленно уничтожают свой оборонно-промышленный комплекс. Не только санкциями, но и другими, внутренними мерами...
И все же, стоит ли России опасаться, что украинские (то есть, собственно украинские и европейские под видом украинских) товары поступать в Россию через Казахстан и Белоруссию?
Едва ли… Через Казахстан поступлений укроевропейских товаров в Россию в значимых масштабах точно не будет - слишком накладно из соображений транспортировки. Что касается Белоруссии, то часть украинских товаров, разумеется, может поступать в Россию через Белоруссию. Но, чего греха таить, украинские товары последнего времени совершенно не конкурентоспособны по сравнению с белорусскими. И этот естественным образом исчезающий ручеек никакого влияния на внутренний рынок ТС иметь не будет.
Так что братьям - украинцам придется затянуть пояса. По собственной глупости ведь! А раз Игорь Шувалов предупреждал, что Россия имеет право в одиночку вводить ограничения на поставки с Украины - значит, так оно и есть…
Шувалов впустую грозить не станет. Не такой он человек…