Правительство России должно в кратчайшие сроки определить основные параметры бюджета на 2015-2017 гг. Камнем преткновения стала проблема изменения бюджетного правила, ограничивающего нефтегазовые расходы. За изменение бюджетного правила выступают первый зампред правительства Игорь Шувалов и Минэкономразвития.
Помните армянскую сказку про жадного Вартана, который из одной шкуры захотел пошить себе шапку, и убедил скорняка сделать не одну, а целых семь шапок? Что из этого вышло? Правильно:
«…больших семь шапок из овцы не выкроишь никак!» Наш доблестный Минфин пытается проделать сейчас нечто похожее… Я не экономист. Но чтобы понять суть проблемы и осознать позицию Минфина, и не нужно быть экономистом, нужно просто включить здравый смысл. Итак…
В правительстве РФ возник спор на тему «где взять денег на Крым?» Дискуссия свелась к вопросу: менять ли «бюджетное правило», наращивая государственные расходы, или нет? Одна часть правительства выступает за изменение «бюджетного правила» и увеличение госрасходов на нужды Крыма. Другая часть, в том числе Минфин, считает, что изменять «бюджетное правило» - весьма опасный путь, и выступает категорически против.
Так что же такое «бюджетное правило» и почему его нельзя трогать?
Бюджетное правило начало действовать в 2013 г. Согласно ему, расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Если цены на нефть, паче чаяния, будут выше запланированных, то доходы бюджета сверх расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.
Несмотря на то, что
цены на нефть продолжают оставаться стабильно высокими, и
снижения их в обозримом будущем не предвидится, Минфин предлагает профинансировать развитие Крыма в 2015-2020 гг. за счет сокращения других расходов, в том числе социальных и государственных программ. Создается впечатление, что ведомство Антона Силуанова как бы не знает, что 16 марта сего года население России резко выросло на 2 миллиона человек. И пытаться впихнуть эти 2 миллиона в сверстанный ранее бюджет - уподобиться жадному Вартану…
А кто же возражает Минфину, известному своей традицией складывать деньги в кубышку, причем не всегда государственную? Предшественник Силуанова Алексей Кудрин, например, предпочитал напрявлять российские финансовые «излишки» на поддержание американской экономики… Это так, к слову. Так кто же оппонирует Минфину? Игорь Шувалов. Тот самый Шувалов, который еще пять месяцев назад сам призывал не покушаться на святое «бюджетное правило». Чем же объясняет Игорь Шувалов столь резкое изменение своей позиции?
Все просто: Шувалов объясняет необходимость корректировки бюджетного правила тем, что в противном случае придется отказываться от некоторых социальных обязательств и важных инфраструктурных проектов, а это весьма и весьма нежелательно.
Политик Игорь Шувалов всегда отличался взвешенностью и рассудительностью позиции. Даже в феврале, когда он ратовал за неприкосновенность бюджетного правила, он, вместе с тем, призывал к осторожности в политике бюджетных сокращений. Шувалов считал, что сокращению могут подвергнуться только те программы, не связанные с человеческим благополучием: с образованием и здравоохранением. «Но это означает, что по каким-то другим программам нам придется пережить сокращение. Это будет достаточно сложно. И как эти сокращения пройти - ведь параметры госпрограмм мы все одобряли - это для правительства серьезный вызов», - сказал тогда первый вице-премьер.
Сегодня Игорь Шувалов столь же взвешенно предлагает Минфину учесть в бюджетном правиле рост населения России через Крым - с 143 до 145 миллионов человек. Это значит, что расходы бюджета можно увеличить примерно на 250 миллиардов рублей в год - должно хватить на Крым и Севастополь. Если осторожно не пересмотреть бюджетное правило, считает Шувалов, то выполнить свои социальные обязательства перед гражданами России правительству будет попросту невозможно. Напомню, предварительно расходы бюджета на программу развития Крыма и Севастополя оцениваются в 1 триллион рублей…
Игорь Шувалов в данном случае очень даже прав: экономическая политика - не догма, ее нужно менять, если меняются экономические условия. Кстати, за отмену бюджетного правила недавно выступал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Клепач. По его мнению, при сохранении бюджетного правила экономика России не сможет расти темпами свыше 2-3% в год из-за разбалансировки между обязательствами и возможностями бюджета.
А расти экономике России нужно, ой как нужно…