Когда речь идет о миллионах жизней, компромисс всегда лучше твердолобой категоричности.
Пять лет беспросветного кошмара - так можно кратко охарактеризовать вооруженный конфликт в Сирии, который стал самой жестокой горячей точкой последних десятилетий. Ожесточенность гражданской войны, умноженная на религиозный фанатизм, и плюс к этому - помощь воюющим сторонам извне, - словом, были все шансы, что эта война будет идти до последнего сирийца, и победителей в ней не предвидится. Однако первый реальный луч надежды в этом мире багрового тумана войны появился лишь в последнее время - и благодаря России.
Президенты РФ и США обсудили по телефону прекращение огня в Сирии, которое должно начаться в полночь 27 февраля. Стороны согласились прекратить вылеты своей боевой авиации и действия наземных сил. Россия выступает гарантом прекращения боевых действий со стороны правительственных войск, а США берет на себя ответственность призвать к миру оппозиционные группировки.
За ИГИЛ никто «вписываться» не станет, и поэтому на них перемирие не распространяется - террористов будут уничтожать всем миром, как и раньше. В качестве реального жеста доброй воли, Башар Асад подписал указ о проведении выборов в парламент, назначенных на 13 апреля этого года. Таким образом, у конфликта уже начинает просматриваться политическое, а не только военное решение. Хотя, безусловно, еще может вмешаться масса неизвестных негативных факторов.
Почему это событие становится эпохальным водоразделом в новейшей истории мира вообще и России в частности? Потому что Россия безоговорочно вернула себе статус второго военного и дипломатического полюса планеты.
Сирийский конфликт был головной болью всего мира. Причин для этого - не счесть, и общеизвестных, и кулуарных. Главной из них стало появление ИГИЛ - реального вызова всему цивилизационному миропорядку нашей действительности. В случае успеха исламских радикалов по построению собственного государства, мир получил бы невероятный всплеск террористической активности в большинстве развитых стран, а также неконтролируемую экспансию салафитов на большую часть Азии и Африки.
И эта проблема начала решаться лишь после вмешательства России осенью 2015 года. Тем самым Россия с полной решительностью взяла на себя ответственность за судьбы мира, как ни пафосно это звучит. Все прочие крупные мировые игроки то выжидали, то боялись, то торговались - ни Евросоюз, ни Китай, ни еще кто-либо не планировали делать ничего конкретного для решения сирийского конфликта путем действенной борьбы с терроризмом и ждали, пока «само собой рассосется». Но отказ от ответственности - это и отказ от собственной репутации игрока. Не побоявшись ответственности за решительные действия в Сирии, Россия продемонстрировала всему миру, что она, и только она, может выступать модератором в этом конфликте. И потому, что смогла показать безупречную работу боевой авиации, и потому, что предлагает конструктивные политические компромиссы.
О последних стоит сказать подробнее, так как в этом вся соль. Западные СМИ тысячу раз обвиняли Россию в том, что своим вмешательством она просто стремиться дать Асаду отвоевать всю территорию страны. Однако эти обвинения как раз и оказались ошибочными - именно благодаря России Асад идет на компромисс, соглашается на перемирие, назначает выборы в парламент. Это - показатель той дипломатической мудрости, на которую так и не сподобились США со своей тупиковой категоричностью «Асад должен уйти». Было очевидно, что боевики оппозиции оказались, вопреки всей поддержке Запада, неспособны одолеть правительственные силы, и значит - война становилась бесконечной, без надежды на чью-либо победу в обозримой перспективе, и все, что продолжало подпитывать конфликт - лишь амбиции Вашингтона, который не мог потерять лицо и допустить поражения «своих парней» из Сирийской Свободной Армии.
Теперь же Москва дает Вашингтону возможность сохранить лицо и, не победив, все же не проиграть. Когда речь идет о миллионах жизней, компромисс всегда лучше твердолобой категоричности.
Ключевое участие в ключевом конфликте последних лет (и, заметим, куда более плодотворное, чем попытки США обустроить мир в Ираке, Афганистане и прочих местах их «миротворчества») дает России полное право говорить в полный голос на международной арене. Эта позиция подкрепляется неприятно удивившей Запад способностью отменно поддерживать высокую эффективность своих экспедиционных сил вдали от собственной страны. Намек - применение крылатых ракет, стратегических бомбардировщиков, подлодок и прочего «ультимативного» арсенала - не мог быть не понят. Россия вернула себе право именоваться вторым полюсом биполярного мира, и это место так и не смогли занять другие игроки.
Григорий Игнатов