Оригинал взят у
oldcolor в
Записка о коммерческой эксплуатации коллекции Прокудина-Горского, 1932 г.Первую часть этого интересного исторического документа мы
опубликовали два с половиной года назад. К сожалению, набрать текст до конца так и не получилось, поэтому мы дадим две последних страницы в виде оригинального скана документа.
Поскольку в записке С.М.Прокудин-Горский упоминается в третьем лице, можно предположить, что авторами были его сыновья. Однако содержание и стиль изложения свидетельствует в пользу авторства самого Профессора.
И Записки становится ясно, что в эмиграции у Прокудина-Горсокого не было аппарата для цветной проекции и купить его, по всей видимости, так и не удалось. В Париже он показывал черно-белые изображения через обычный "школьный фонарь". Поэтому ни одно из газетных сообщений периода 1931-36 гг. не упоминает о демонстрации именно цветных снимков. Ужасно обидно, что изгнанники и их дети так и не смогли увидеть их потерянную Россию на экране во всех красках...
"Всякий, кто хоть раз побывал на проекции снимков России из коллекции проф. С. М. Прокудина-Горского, либо ещё в Петрограде, где они проектировались в натуральных цветах, либо это зимой здесь в Париже, где снимки за отсутствием специального прибора для ЦВЕТНОЙ проекции демонстрировались в виде обыкновенных черных диапозитивов, - может легко себе представить, какой интерес представляет эта коллекция.
Коллекция насчитывает свыше 2000 снимков, представляющих красивые виды. города, памятники старины и историческая древности Российской империи, включая её окраины. Это - единственная в мире коллекция цветных фотографий, которая дает ясное понятие зрителю и богатстве, .мощи и красоте России.
Коллекция эта была выполнена проф. Прокудин-Горский по Высочайшему повелению в период 1909-1915 г. г. и должна была служить, по мысли Государя, для обучения Его Детей отечествоведению, а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходил в совершенно исключительных условиях.
С. М. Прокудин-Горскому был дан Государем открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что, по его мнению, представляло действительный художественный. этнографически или исторический интерес для него был оборудован специальный вагон -лаборатория для передвижения на нем по всей сети российских железных дорог и ему был предоставлен cneциальный пароход министерства путей сообщения.
В коллекции имеется много снимков. представляющих настоящие уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые, многие не могут быть повторены. так как не мало старинных храмов. монастырей и мечетей и главным образом церковной утвари, снятой в различных монастырях и их богатейших ризницах, уже вовсе не существует. Частью они расхищены. частью погибли по другим причинам - от пожаров, или землетрясений, как это случилось со многими древнейшими мечетями Туркестана и Бухары.
Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии и сейчас она находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского. [В машинописном варианте: Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии. Она насчитывает до 2.300 негативов и сейчас находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского.]
Ценность коллекции в особенности увеличивается от того, что все негативы сделаны для передачи в натуральных цветах на экране, - что является самым совершенным способом передачи природы. С этих же негативов может быть легко сделано воспроизведшие в красках in. печати для любого издании а равным образом, при современном развитии фотографической техники, c них легко можно изготовить цветные фотографии на бумаге.
В настоящее время владельцы коллекции решили приступить к её коммерческой эксплуатации.
К этому решению они пришли на основании того, что несколько проекций показанных в Париже обыкновенным проекционным аппаратом, даже не в цветах, имели огромный успех у публики, не только русской, но и Французской.
Они решили создать Общество (О-во с ограниченной ответственностью) с небольшим основным капиталом, очень небольшим сравнительно со стоимостью коллекции, имеющее своей целью организацию публичных проекций натуральных цветах.
Необходимо отметить, что проекций пользовались особенным успехом среди русской молодежи, которой в будущем они принесут огромную пользу.
В самом деле, в современных условиях жизни эмиграции, молодежь всё более и более отходит от России и забывает свою Родину.
Единственный способ показать и доказать этой русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание - это показать её красоты и богатства на экрана такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах.
Программа деятельности проектируемого общества представляется в следующем виде:
В первую очередь будут организованы проекции в натуральных цветах существующей коллекции. Для этого необходимо приобрести специальный проекционный аппарат. позволяющий проектировать снимки в истинных цветах.
Прибор, которым пользовался проф. Прокудин-Горский еще в Петрограде, был построен по его особому заказу в Германии, но потом был разрушен во время революции.
Однако, такой же аппарат, с согласия проф. Прокудина-Горского, был одновременно построен для одного технического учреждения в Германии.
Этот прибор в настоящее время можно приобрести за чрезвычайно низкую цену сравнительно с той, которая за него была заплачена.
На приобретение этого аппарата, приведете его в порядок, покупку различных вспомогательных приборов, будет потрачена большая часть средств общества: остаток предназначается на организацию первых публичных проекций и на расходы, с этим связанные.
Этот организационный период займет около месяца, после чего начнется регулярный цикл проекций, сопровождаемых объяснениями на русском и французском языках и с этого момента начнут поступать средства в кассу общества."
Если кто-то из читателей возьмёт на себя труд набрать оставшиеся две страницы документа для нашего архива, сообщите об этом, пожалуйста, сразу в комментариях (во избежание дублирования работы).