Оригинал взят у
nyka_huldra в
Покорение Карафуто: как российский Сахалин перестал быть японской колонией 11 августа началась Южно-Сахалинская операция Красной Армии, закончившаяся освобождением южной части острова Сахалин, отторгнутого Японией еще в 1905 году.
По линии раздела
Эти восточные земли долгое время были темой межгосударственных споров и разногласий. В XIX веке Япония в одностороннем порядке провозгласила свой суверенитет над Сахалином и всеми Курильскими островами и лишь затем согласилась на совместное владение этими территориями. В 1875 году Россия взамен на ряд территориальных уступок получила право на признание Сахалина своей землей.
Тем не менее, воспользовавшись поражением своего оппонента в русско-японской войне, Япония в 1905 году поспешила прибрать к рукам часть Сахалина, беспардонно разделив остров на две половины - Южную (свою) и Северную точно по 50-й параллели.
Четыре десятка лет наша страна была вынуждена мириться с такой несправедливостью. Решение по Сахалину состоялось на Ялтинской конференции 1945 года: в обмен на вступление в войну с милитаристской Японией СССР получал обратно незаконно оккупированную часть острова, а также Курильские острова. Но сначала эти земли необходимо было освободить. 8 августа 1945, выполняя обещания, данные союзникам в Ялте, Советский Союз объявил войну Японии и начал наступление на всех направлениях, в том числе на Сахалине.
На острове нашим войскам противостояла группировка численностью свыше 29 тысяч человек, в том числе 19 тысяч военнослужащих регулярной армии. Интересно, что, предвидя вероятность предъявления прав своего соседа на незаконно занятый регион, оккупанты основательно подготовились к будущей обороне. Одних долговременных огневых точек здесь было выстроено около полутора сотен, а весь укрепленный район, созданный в долине реки Поронай, простирался на 12 км по фронту и до 30 км в глубину.
Причем правый его фланг упирался в лесисто-болотистую местность, а левый - в труднодоступный горный хребет. По всему фронту японцами были устроены позиции артиллеристов, гранатометчиков, создано до 150 убежищ.
К победе сквозь болота
Южно-Сахалинская операция вошла в учебники оперативного искусства. Ее материалы легли в основу целого ряда диссертаций и иных научных и исторических исследований. Ставка была сделана на огневую мощь, напор, натиск, а также на охваты и высадку десантов. Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии Максим Пуркаев до этого имел опыт проведения таких крупных войсковых операций, как Ржевско-Сычевская, Великолукская, Ржевско-Вяземская.
С 1943 года он командовал Дальневосточным фронтом, а в августе принял на себя руководство практическими действиями войск в этом направлении. Кстати, после войны Максим Алексеевич остался на Дальнем Востоке в должности командующего войсками ДВО. В благодарность за освобождение сахалинской земли его именем названа одна из улиц в областном центре - Южно-Сахалинске.
К слову, во времена правления на южной части острова японцев в этом городе, носившем тогда имя Тоехара, был развернут административный центр префектуры Карафуто. Интересно, что управление этой префектурой осуществлялось из созданного в Японии ведомства с весьма символичным названием - «Министерство по делам колоний»...
В августе 1945 года с «колониализмом» было покончено. В историю навсегда войдут стремительные действия советских войск - 56-го стрелкового корпуса, 79-й стрелковой дивизии, 2-й стрелковой и 214-й танковой бригад, отдельного Сахалинского стрелкового полка, артиллерийской бригады, 255-й смешанной авиационной дивизии...
Навсегда останутся в памяти и имена солдат и офицеров Красной Армии, изгнавших оккупантов с сахалинской земли. Таких, например, как комбат капитан Леонид Смирных. Он со своими солдатами прошел тайными тропами вдоль заболоченного левобережья Пороная и неожиданно для противника атаковал опорный пункт Муйка. В результате атаки и рукопашной схватки этот японский гарнизон был разгромлен. После этого батальон совершил ночной марш через болота в сторону поселка Котон (нынешнее село Победино) - важнейшего узла сопротивления укрепрайона.
По воспоминаниям очевидцев, идти им пришлось по таким местам, где, похоже, не ступала нога человека. И не просто идти, а нести через эту трясину оружие, боеприпасы, снаряжение. Внезапный выход батальона капитана Смирных решил исход схватки: Котон пал за два дня. В тех отчаянных боях сложил голову и сам комбат. Посмертно капитану Леониду Смирных было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем на Сахалине названы два населенных пункта - Леонидово и Смирных, а также Смирныховский район Сахалинской области.
Грабеж не удался
Японцы упорно сопротивлялись, сражались исступленно, даже фанатично. По воспоминаниям участников боев, некоторые доты огрызались огнем даже после того, как оказывались в тылу наших наступающих войск. Не сложили оружие некоторые части Квантунской армии и после рескрипта императора Хирохито о капитуляции: многие японские офицеры и солдаты говорили, что император Японии не мог отдать такого приказа, что по радио и в разбрасываемых листовках распространяется дезинформация.
Чтобы ускорить освобождение Сахалина командованием на остров были переброшены подразделения морской пехоты. Совершив при ветре в пять баллов и видимости менее двухсот метров переход из Советской Гавани 365-й отдельный батальон морской пехоты и батальон 113-й стрелковой бригады высадились на побережье и стремительным ударом овладели портом и городом Торо (ныне Шахтерск).
Десанты были также высажены в портах Маока (Холмск) и Отомари (Корсаков). В этих местах японцы сопротивлялись с весьма практичной целью: в портах они спешно грузили материальные ценности, которые хотели забрать напоследок из своей колонии. В итоге операции были взяты в плен свыше 18 тысяч японских военнослужащих.
Интересный факт: управление освобожденными территориями, в том числе административно-хозяйственное руководство, длительное время осуществлялось силами военных. Гражданское управление было создано при военном совете того самого 2-го Дальневосточного военного округа, соединения и воинские части которого освобождали остров. Только зимой 1946-го была окончательно ликвидирована система японских окружных префектур, а также городских и сельских управ.
В 1946 году была создана Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края, а годом позже - Сахалинская область уже в качестве самостоятельного субъекта РСФСР. В том же году все ранее проживавшие на острове японцы (по некоторым данным их было около 360 тысяч человек) получили возможность выехать в Японию.
Пересмотру не подлежит
По мнению президента Академии военных наук генерала армии, доктора исторических наук Махмута Гареева, вступление Советского Союза в войну с Японией предрешило ее капитуляцию перед союзниками.
«В августе 1945 года японские вооруженные силы насчитывали около семи млн человек, 10 тысяч самолетов и 500 боевых кораблей, тогда как США и их союзники в Азиатско-Тихоокеанской зоне имели порядка 1,8 млн человек и пять тысяч самолетов, - отмечает генерал Гареев. - Если бы СССР не вступил в войну, основные силы Квантунской армии могли быть сосредоточены против американцев. Тогда (как предполагали сами руководители США) боевые действия продлились бы еще два года, и, соответственно, возросли бы потери. Тем более, японское командование уже готовилось к применению бактериологического оружия».
Сегодня перестало быть секретом, что еще 9 декабря 1941 года - сразу после нападения японцев на Перл-Харбор - Рузвельт настоятельно просил Сталина выступить против Японии. Но тот не счел это возможным, исходя из того, что главным общим врагом была все же гитлеровская Германия.
Начать войну против милитаристов союзники попросили советского лидера и на Ялтинской конференции. Были даже установлены сроки: через два-три месяца после капитуляции Германии.
«И СССР начал военные действия против Японии ровно через три месяца, что обеспечило ускорение окончания Второй мировой войны, - напоминает Махмут Гареев. - Кстати, после того, как США пошли на применение атомных бомб и уничтожили города Хиросима и Нагасаки, Япония все еще не собиралась капитулировать. Было ясно, что без Советского Союза война затянется».
Во многом надуманным, по мнению главы Академии военных наук, является вопрос и о так называемых северных территориях и связанных с ним территориальных претензиях к нынешней России.
«Достаточно сказать, что Рузвельт и Черчилль без каких-либо возражений подписали 11 февраля 1945 года соглашение трех держав по вопросам Дальнего Востока, где со всей определенностью отмечалось: "Претензии СССР должны быть, безусловно, удовлетворены после победы над Японией", - подчеркивает генерал армии Махмут Гареев. - Что же касается Японии, то обязательность для нее положений Ялтинского соглашения вытекает не только из принятой ею Потсдамской декларации, но и Сан-Францисского мирного договора 1951 года, в котором зафиксировано, что "Япония признает все решения и договоры союзников Второй мировой войны", то есть и Ялтинское соглашение».
А по мнению профессора Калифорнийского университета Цуеси Хасэгава, «"проблема северных территорий" позволила США встроить Японию в свою глобальную стратегию и, отведя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза». По мнению эксперта, во всех этих политических спекуляциях больше проглядываются интриги и геостратегические интересы США, чем подлинно японские интересы.
Дмитрий Сергеев
via