С 1 января 2015 года Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) прекратило своё существование. Все его институты перешли в Евразийский союз (ЕАЭС). Первый зампред правительства России Игорь Шувалов сообщил, что в новосозданном Евразийском союзе будут действовать 4 степени свободы.
Не взирая на всю антисоюзную (читай - антироссийскую) риторику Запада и примкнувших к нему наших бывших соратников по СЭВ (кто не помнит, СЭВ - союз экономической взаимопомощи стран бывшего соцлагеря, аналог нынешнего ЕС), ЕвроАзиатский Экономический Союз (ЕАЭС) таки начал свою работу с 1 января текущего года. Старт оказался весьма успешен: еще на стадии подготовки к ЕАЭС примкнула Армения, на днях вступит Киргизстан. Живейший интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявили Израиль, Китай, Индия и Северная Корея…
Что привлекает потенциальных партнеров России в сотрудничестве с ЕАЭС? Оно ведь сугубо добровольное, и отказ от сотрудничества нежелающим, в отличие от «партнерских отношений» с США и ЕС ничем не угрожает… Возможно, именно этим: порядком, прозрачностью и надежностью. Россия - партнер надежный, не было случая, чтобы Россия отказалась платить по счетам или выполнять взятые на себя партнерские обязательства. Россия всегда выполняет условия договоров, порой даже в ущерб себе. И никто не может упрекнуть русских, что они не чисты на руку, или используют силу как аргумент в деловых отношениях.
Русские исповедают добрую волю и чтят закон.
Вот что сказал по этому поводу первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Всё, что наработано к настоящему моменту - большая правовая база, межпарламентская ассамблея, суд ЕврАзЭС - это всё превратится в институты Евразийского экономического союза. Сегодня дискуссия по этому поводу завершена и решение принято окончательно».
Это означает буквально следующее: вся правовая практика работы ЕврАзЭС будет соблюдаться и ЕАЭС. То есть, базовый принцип «четырех свобод» - товаров, услуг, капитала, рынка труда - положенный в основание ЕАЭС, будет соблюдаться неукоснительно. Вся соответствующая договорённость «без изъятий» закреплена в договоре о Евразийском союзе.
Интеграция дается Росси нелегко, и традиционно обходится очень дорого. Для одной только Белоруссии совокупный объем субсидий, дотаций и преференций, предоставленных Россией в 2000-2014 годах, составил около 80 миллиардов долларов. И пока не очень-то понятно, какие экономические дивиденды может извлечь Россия из присоединения к союзу Киргизии и Армении. И в состоянии ли вообще эти страны выполнять требования, которые накладываются на членов ЕАЭС?
Например, для Киргизии вступление в союз - это решение вопроса жизни и смерти в направлении жизни, поскольку страна продолжает балансировать между целостностью и распадом, и союз с ЕАЭС станет мерой ее экономического спасения. Армения, не имеющая общей границы с Евразийским союзом, экономически уже и так зависима от Москвы. Но против ее вступления в ЕАЭС выступает ее давний «друг и доброжелатель» - Азербайджан, который сам пока не собирается в этот союз. И членство Армении в ЕАЭС может внезапно осложниться нестабильностью, которую время от времени Азербайджан устраивает ее в приграничных районах…
Нейтральные (пока) Узбекистан и Туркменистан проводят политику экономической и политической эмансипации от России, поскольку элементарно боятся наращивания взаимных санкций между США, ЕС и примкнувшими к ним развитыми странами с одной стороны, и только Россией - с другой, вкупе с началом рецессии в российской экономике. Понятно, что маленькая и слабая страна может существовать только прислонившись к большой сильной, но сделать верный выбор руководителям этих стран не дает либо политическая близорукость, либо политическая же ангажированность.
Очевидным недостатком для ЕАЭС является отсутствие в нем Украины. Она с ее 46-миллионным населением и сравнительно диверсифицированной (довоенной) экономикой сделала бы объединение гораздо более мощным и перспективным. Все помнят, как Россия долго и мучительно приглашала Киев в Таможенный союз, но даже осторожный Виктор Янукович сопротивлялся, прячась за формулу «3+1».
На самом деле, тогда для Украины игра стоила свеч. Именно Россия и Украина, с учетом их экономического потенциала и сложившихся с советских времен глубоких экономических связей, способны были бы стать «локомотивом», который потянул бы в дальнейшем за собой всех остальных. Именно так интеграция шла в Европе, где в качестве «локомотива» выступили Германия и Франция, и этот принцип себя полностью оправдал.
Правда, сегодня ситуация коренным образом изменилась. Украина, и в политическом, и в социально-экономическом смысле лежит в руинах. Да и некогда мощно процветавший ЕС, сегодня напоминает унылый «клуб должников». С другой стороны, довольно высокая взаимная экономическая заинтересованность России и Китая, и России со странами БРИКС, дают нам уникальный шанс на «опережающее развитие».
Успеет ли Украина вскочить в последний вагон уходящего на Восток русского поезда, двери которого Россия по-прежнему держит для сестры открытыми - покажет ближайшее будущее. Игорь Шувалов когда-то заявил, что
«только Россия может быстро помочь Украине». Сегодня ситуация, когда Украине не на кого, кроме России, больше рассчитывать - лишь усугубилась. Но решение Украины о присоединении должно быть свободным, а не вынужденным.
Разумеется, любовь не возникает по расчету. Но много есть примеров счастливых браков, там где правит бал не страсть, а разумная договоренность…