Российское правительство намерено усилить политику импортозамещения: готовится полный запрет для госкомпаний на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения. Разумеется, при наличии на рынке российских аналогов. Эта мера коснется лишь тех организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
Как известно, умом Россию не понять, но попытаться, однако, можно. Вот, к примеру, есть у отечественного потребителя такая странная особенность - превозносить всё иностранное. Дескать, все «у них там» лучше: и небо голубее, и трава зеленее, и вода мокрее… И тенденция сия не нова: во времена советские чужая задница, облаченная в импортные джинсы, для большой части населения была «властительницей дум».
И дело вовсе не в «переносе смыслов», когда, например, при словосочетании «швейцарская точность» мы справедливо имеем в виду знаменитые швейцарские часы, и любому импортному товару, которому недобросовестные маркетологи припишут ему «швейцарскую точность», мы бессознательно придаём те же черты. Или когда при словосочетании «немецкое качество» вспоминаются надёжные, хорошо сделанные немецкие машины. Хотя, справедливости ради отметим, с 2005 года качество оных сильно упало, все равно мантра «made in Germany» часто определяет потребительский выбор.
На повадке постсоветских людей - отдавать предпочтение иностранному - в маркетинге возникла целая наука, системно-векторная психология, основной постулат которой сводится к следующему: спрос на товар зависит не от его истинных качеств, а от пестроты упаковки. В том, что этот постулат работает, можно было убедиться совсем недавно, наблюдая нездоровый ажиотаж вокруг «нового» iphone 6. Это притом, что по поводу «сырости» и низкого качества iphone 5 не высказывался только совсем ленивый…
Но проблема не в мантрах, она - в ментальных особенностях российского потребителя, наделивших нас так называемой ксенофобией наоборот, которая и проявляется в любви ко всему иностранному. История помнит, как иностранцам отдавали в жены лучших женщин и дарили ценнейшие подарки. С тех времён наш менталитет ничуть не изменился, мы так же продолжаем ко всему чужому относиться лучше, чем к своему собственному.
Это нашу необычную черту славянский ученый и писатель Юрий Крижанич назвал «чужебесием» и охарактеризовал её как «бешеную любовь к чужим вещам и народам, и чрезмерное доверие к чужеземцам».
Крижанич видел в этом опасность для русского народа. Видимо, не только он видит эту опасность. Президент Владимир Путин постоянно напоминает о необходимости роста импортозамещения, поскольку с ним непосредственно связана экономическая безопасность России, особенно в условия жестких, все возрастающих санкций. Да и самому отечественному производителю рост спроса на его продукцию внутри страны, а с 1 января 2015 - внутри АЕЭС - принес бы несомненную пользу.
Чего делать не стоит, так это воспринимать шаги правительства по импортозамещению как ответные санкции. В октябре министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что Россия не собирается вводить новые ответные меры на санкции Запада, в частности, в промышленности и не собирается закрывать для предприятий привычные рынки. Да и целом все заявления представителей российских властей на эту тему сводятся к одному: ответные меры должны рассматриваться только с позиций пользы экономике страны.
Именно с этой точки зрения, в декабре 2013 года, когда о санкциях против России еще и речи не шло, премьер Дмитрий Медведев предлагал ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза, и поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката. Нет никаких сомнений, что и сегодняшние ограничения связаны с тем же - с помощью экономике страны.
Мнения у заинтересованных сторон по поводу правительственной инициативы весьма разные. Так, Олег Петропавловский из БКС выразил мнение, что на металлургах она не скажется, поскольку там и так почти нет закупок из-за рубежа. А модернизированный при участии шефа РЖД В.Якунина «Уралвагонзавод», например, с радостью встретил эту инициативу, заявив, что нововведение правительства поможет предприятию «полностью удовлетворить рыночные потребности».
На автопроме, по мнению экспертов, новый правительственный план отразится не сильно. Например, руководитель отдела корпоративных коммуникаций "Мерседес-Бенц РУС" (нет производства в России) Андрей Родионов полагает, что директива не повлияет на продажи марки, поскольку на госкомпании в них приходится не больше 1%.
Правда, некоторые госкомпании все же обеспокоены инициативой правительства. Так, в «Транснефти» опасаются, что им придется отказаться от закупки иностранных грузовиков для работы в Эвенкии и Якутии, где выбор машины - вопрос жизни или смерти. Свои опасения они мотивируют тем, что "КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения», - жалуются там. А источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота", считает, что такое вмешательство в коммерческую деятельность перевозчика может снизить его капитализацию.
Как бы там ни было, инициативу можно считать полезной: ведь можем же мы производить лучшее в мире вооружение! Почему не научиться делать лучшие в мире автомобили, таблетки и сыр? Разумеется, что запрет сей нужно вводить постепенно, осторожно и с рассуждением. Именно поэтому контроль за введением необходимых мер поручен Игорю Шувалову. А кому еще? Как-никак «главный маршал Путина».