Памяти Наталии Богомоловой

Dec 06, 2023 20:21


Ушла Наталия Эдуардовна Богомолова.

О ней как мультипликаторе говорит не только объёмнейшая фильмография. Достаточно сказать, что она делала значительную часть мультипликата в фильмах Эдуарда Назарова. Например, весь эпизод свадьбы в картине «Жил-был пёс», кроме сцены с орущей кошкой (её сделал Абаренов). Она вспоминала, как Назаров во дворе студии демонстрировал ей, как бросают лассо - Богомолова работала над планом, где пёс хочет повеситься... А на «Путешествии муравья» она сделала примерно две трети мультипликата и испортила себе зрение - в фильме действовали исключительно букашки и не было ни одного даже среднего плана, не говоря уже о крупных...

Богомолова - одна из тех, благодаря стойкости и мужеству которых вообще существует теперешний «Союзмультфильм». Она была активнейшим участником сопротивления уничтожению старого «Союзмультфильма», но отошла от этой борьбы раньше остальных, почувствовав, что Шилобрееву нужно не сохранение студии и коллектива, а достижение собственных корыстных целей. Об этом нас предупреждали только двое: Серёжа Косицын и Наташа Богомолова. Косицын - потому, что работал с Шилобреевым и хорошо его знал, Богомолова - благодаря собственной прозорливости.



Наталия Эдуардовна категорически отказывалась от любых форм публичности. Не давала интервью, не участвовала в анимационных тусовках, не выступала на вечерах, не соглашалась преподавать. Но один раз (как минимум) изменила этому правилу - по моей просьбе. Я тогда вёл модуль «Введение в профессию» на курсе мультипликаторов в Британской высшей школе дизайна. Мне надо было устроить встречу учащихся с крупным мультипликатором, я договорился с Володей Вышегородцевым, но он в последний момент заболел. Пришлось срочно искать замену, и Наталия Эдуардовна согласилась меня выручить. Встреча прошла блестяще: оказалось, что Богомолова - прирождённый лектор, она превосходно формулировала тезисы, приводила примеры из собственной практики, точно отвечала на вопросы, давала полезные рекомендации. Она умела «разложить всё по полочкам». Мне очень хотелось зафиксировать это её мастерство, и я предложил ей записать интервью для «Киноведческих Записок» - но тут уже она категорически отказалась. На этот раз, наоборот, пришлось Володе Вышегородцеву заменять Наташу. Но я всё равно постарался насытить нашу с ним беседу примерами из её практики.

Когда Богомолова слышала излишне самонадеянные реплики молодых мультипликаторов, она саркастически замечала, что сама-то начала что-то понимать в профессии лишь после нескольких лет производственной практики, сильно позже окончания обучения на курсах. Её опыт отрабатывался и шлифовался десятилетиями. А в период рейдерского захвата «Союзмультфильма» оккупанты устроили перестановку мебели в комнате, где Богомолова проработала всю жизнь, и из её рабочего стола бесследно пропал при этом весь профессиональный архив. Возможно, именно это подтолкнуло её к попыткам заняться всерьёз станковой живописью, хотя зарабатывать мультипликатом она продолжала, и выйдя на пенсию.

Мы мало общались в последние годы. Но у неё появились и другие собеседники. Например, Катя Левичева, которая приложила немало усилий, чтобы популяризовать работы Богомоловой как художника. Но Наталия Эдуардовна была чрезвычайно строга и к другим, и к себе, так что это наследие её доступно пока лишь в Катиных постах в Фейсбуке...

Назаров, Союзмультфильм, анимация, Богомолова

Previous post Next post
Up