Поколения

Aug 05, 2023 14:41

В последние месяцы мне почему-то приспичило систематизировать поколения отечественных режиссёров-мультипликаторов, с попыткой сформулировать специфику каждой из генераций. В результате я составил такой своеобразный "сводный список". Не знаю, насколько он объективен - готов выслушать критику. На самостоятельную научную работу это не тянет, как приложение к какому-то более существенному тексту разве что. Видимо, это следствие размышлений, заданных, в частности, работой над моей монографией - только немного "в сторону от темы"...

Режиссёры здесь перечислены, разумеется, не все, только представители первого и немного второго ряда - тоже субъективно.

Итак,

ПОКОЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕЖИССЁРОВ-АНИМАТОРОВ
(условный список)

Упомянуты только мастера, работавшие в юрисдикции Российской Империи - РСФСР - РФ (без классиков мультипликации из других республик СССР). В скобках указаны даты режиссёрских дебютов. Курсив - режиссёры, могущие быть отнесёнными ко «второму ряду».

1. «Предтечи» (1900-1910-е гг.)
Александр Ширяев (1906)
Владислав Старевич (1910)

Дореволюционные кинематографисты-самоучки, энтузиасты-одиночки, мастера-универсалы, достигшие высочайшего технического уровня кукольной мультипликации и не оставившие учеников в России. К 1920 г. либо прекратили занятия мультипликацией (Ширяев), либо эмигрировали (Старевич).

2. Зачинатели советской «мульти» (1923-25)
Александр Бушкин (1924)
Александр Иванов (офиц. 1924)
Игорь Сорохтин (1924)
Александр Пресняков (1924)
Николай Ходатаев (1924)
Юрий Меркулов (1924)
Виктор Гри (Григорьев) (1925)
и др.

Первые советские мультипликаторы-энтузиасты, работавшие в «доцеллулоидных» технологиях (шарнирная марионетка, «альбомный метод», вырезная перекладка), чей расцвет пришёлся на эпоху агитфильма, к концу которой почти все они покинули мультипликацию. Исключения - Александр Иванов, продолжавший работу до конца 1950-х годов, ставший приверженцем «диснеевской» технологии и ярким мастером детской мультипликации, и Юрий Меркулов, продолжавший работать как практикующий мультипликатор-маргинал, «рудимент 1920-х гг.», сторонник жанра политшаржа, не вписавшийся в новую эпоху. Почти для всех мастеров поколения характерно стремление к практической общественной пользе от творческой деятельности (агитационной, воспитательной, сатирической, рекламной, просветительской и др.).

3. Первопроходцы (1927-32)
Иван Вано (Иванов-Вано) (1927)
Даниил Черкес (1927)
Вячеслав Левандовский (1927)
Александр Птушко (1928)
Михаил Цехановский (1929)
Борис Антоновский (1930)
Валентина Брумберг (факт. 1930)
Зинаида Брумберг (факт. 1931)
Владимир Сутеев (1931)
Ольга Ходатаева (факт. 1932)
и др.

Ученики (преимущественно) предыдущего поколения «зачинателей», продолжавшие работу в эпоху звукового (за исключением Даниила Черкеса и Бориса Антоновского) и цветного кино. Большинство представителей активно работало в 1950-е гг., а некоторые (Иван Иванов-Вано, сёстры Брумберг, др.) - и позже. Для поколения характерно перерастание утилитарных задач, попытка выведения рисованного и кукольного фильма на серьёзный художественный (Михаил Цехановский, Борис Антоновский, Иван Иванов-Вано и др.), либо зрелищный (Александр Птушко, Вячеслав Левандовский, Владимир Сутеев, сёстры Брумберг, Ольга Ходатаева) уровень. Многие представители органично перешли в 1930-50- е гг. к работе для детского зрителя, отношение к переходу на целлулоидную технологию и диснеевскую эстетику в 1930-е гг. разнилось от безусловно положительного (Владимир Сутеев) до крайне отрицательного (Михаил Цехановский). Для большинства представителей поколения (как и следующих за ним) по-прежнему актуален тезис об общественной пользе и воспитательной функции мультипликации.

4. Первые мастера звуковой эпохи (1932-36)
Леонид Амальрик (1932)
Эрих Вильгельм Штейгер (1932)
Пантелеймон Сазонов (1932)
Лев Атаманов (1933)
Владимир Полковников (1933)
Дмитрий Бабиченко (факт. 1936)
и др.

Поколение, пришедшее в режиссуру накануне перехода с бумажных технологий на целлулоидную, в период раннего звукового кино. Практически все (за исключением репрессированного Эриха Вильгельма Штейгера) органично перешли к новой технологии и эстетике, в 1960-70-е гг., как правило, приняв упрощение изобразительной стилистики, не выражали стремления выходить за рамки детской тематики или традиционной сатиры «басенного» характера (исключение - Лев Атаманов, чьё творчество в этот период более близко представителям послевоенного поколения и «ранним шестидесятникам»).

5. Пионеры индустриализации (1936-49)
Сарра Мокиль (1936)
Борис Дёжкин (1937)
Геннадий Филиппов (1937)
Мстислав Пащенко (1938)
Александра Снежко-Блоцкая (офиц. 1949)
и др.

Режиссёры, дебютировавшие уже после «технологической революции» и перевода мультипликации на детскую тематику. Практически все были приверженцами зрелищного кино. Продолжавшие работать в 1960-80-е гг. (Борис Дёжкин, Александра Снежко-Блоцкая), используя эстетические возможности новой эпохи, продолжали оставаться в рамках традиционных жанров (фильм-сказка, сатира, детский фильм).

6. Послевоенное поколение (1950-е гг.)
Владимир Дегтярёв (1953)
Иван Аксенчук (1953)
Борис Степанцев (1954)
Евгений Мигунов (1954)
Роман Давыдов (офиц. 1955)
Анатолий Каранович (1956)
Владимир Данилевич (1957)
Роман Качанов (1958)
и др.

Пришедшие в режиссуру в 1950-е гг., в 1960-80 гг. (или даже ранее, как Евгений Мигунов) зарекомендовали себя как яркие экспериментаторы в области эстетики, оставаясь верными традиционным жанрам - сказка, эпос, сатира, детская фантастика, реже - лирический детский фильм, и др. Исключение - Борис Степанцев, более близкий по возрасту и устремлениям к «ранним шестидесятникам». Для поколения (как и для предшественников) почти не характерно политическое фрондёрство, как и стремление к чрезмерной драматизации сюжетов.

7. Ранние «шестидесятники» (1960-65)
Владимир Попов (1960)
Владимир Пекарь (1960)
Вадим Курчевский (1960)
Фёдор Хитрук (1962)
Вячеслав Котёночкин (1962)
Юрий Прытков (1962)
Николай Серебряков (1963)
Лев Мильчин (1963)
Валерий Фомин (1963)
Ефим Гамбург (1964)
Иван Уфимцев (1965)
Михаил Каменецкий (1965)
Инесса Ковалевская (1965)
и др.

Первое поколение режиссёров эпохи авторского кино, созаваемого в рамках тематического планирования. Ряд представителей (Владимир Попов, Вячеслав Котёночкин, Юрий Прытков, Инесса Ковалевская, Иван Уфимцев, Михаил Каменецкий, Валерий Фомин) остаются в рамках традиционного детского фильма, расширяя его тематический и жанровый спектр. Большинство мастеров пытается ставить более сложные задачи, помимо эстетических экспериментов пробует выйти на «взрослую» проблематику, развивает жанры фильма-притчи, лирического и философского кино, экранизации классической литературы «немультипликационной» специфики, расширяет привычные рамки сатирического жанра, иногда выходя за установленные пределы «системной сатиры». В работах некоторых авторов (Вадим Курчевский, Николай Серебряков) впервые возникает противоречие с установкой на демократичность кинозрелища.

8. «Зрелые шестидесятники» (1965-69)
Раса Страутмане (1965)
Андрей Хржановский (1966)
Анатолий Петров (1967)
Наталья Голованова (1967 уч.)
Юрий Норштейн (1968)
Валентин Караваев (1968 уч.)
Натан Лернер (1968)
Наталия Червинская (1968 уч.)
Нина Шорина (1968 уч.)
Леонид Носырев (1969)
Геннадий Сокольский (1969)
Галина Баринова (факт. 1969)
и др.

Режиссёры-дебютанты второй половины 1960-х развивают экспериментальные поиски, порой обращаясь к заимствованиям из зарубежных и отечественных образцов «запретных» направлений. Многие представители этого поколения уже расценивают скрытое фрондёрство как норму, а начальственную критику - как форму поощрения. При этом для значительной части авторов выражение патриотических настроений и исполнение общественно-полезных и воспитательных функций не является предосудительным. Многие режиссёры пытаются выразить противоречия между советской идеологией и гуманистическими ценностями, в т.ч. в рамках детского кино. Для некоторых, наиболее молодых режиссёров, пришедших из ВГИКа (Андрей Хржановский, Раса Страутмане, Нина Шорина), ориентация на зрелищную демократичность уже неприемлема, и их работа в области детского кино является вынужденной «мимикрией», более или менее удачной. Ряд мастеров выражает стремление к выходу мультипликационного кино на уровень высокого драматизма.

9. «Семидесятники» (1970-е)
Валерий Угаров (офиц. 1971)
Владимир Тарасов (1971)
Марианна Новогрудская (1971 уч.)
Юрий Трофимов (1971)
Юлиан Калишер (1972)
Эдуард Назаров (факт. 1973)
Анатолий Солин (1973)
Идея Гаранина (1973)
Гарри Бардин (1975)
Станислав Соколов (1977)
Елена Пророкова (1977)
Аида Зябликова (1978)
Майя Бузинова и Иосиф Доукша (1978)
Розалия Зельма (офиц. 1978)
Мария Муат (1979)
и др.

Поколение «семидесятников» весьма разнородно. К нему относятся и режиссёры-традиционалисты, работающие преимущественно в кукольном кино - как детском, так и взрослом, - и мастера, одинаково органично чувствующие себя и в экспериментальном зрелищном, и в элитарном «авторском» направлениях (Валерий Угаров, Елена Пророкова, Марианна Новогрудская, Анатолий Солин). Многие представители склонны к значительному усложнению проблематики своих картин (Станислав Соколов, Владимир Тарасов, Идея Гаранина и др.).

10. Поколение «переходного периода» (1980-85)
Александр Федулов (1980)
Сергей Олифиренко (офиц. 1980)
Александр Горленко (1980)
Ирина Евтеева (факт. 1980)
Александр Татарский (офиц. 1981)
Елена Гаврилко (1982)
Алексей Караев (1982)
Наталья Дабижа (1983)
Владимир Петкевич (1984)
Оксана Черкасова (1985)
Алексей Туркус (1985)
Алексей Шелманов (1985)
Василий Кафанов (1985)
Наталья Орлова (1985)
и др.

Последнее поколение представителей советской школы, для большинства которых уже предельно ощутимо противоречие между требованиями демократизма и зрительской доступности и собственными творческими задачами и усложнением киноязыка (Сергей Олифиренко, Александр Горленко, Елена Гаврилко). К нему же относятся первые представители чисто «элитарного» кино - мастера «свердловской школы» (Владимир Петкевич, Оксана Черкасова, отчасти Алексей Караев), ленинградка Ирина Евтеева и Александр Федулов, ориентирующийся в том числе на эстонскую культуру рисованного фильма; а также некоторые режиссёры более традиционного направления. Особняком стоит основатель «пилотовской школы» Александр Татарский.

11. Первые классики постсоветской культуры (1985-92)
Игорь Ковалёв (офиц. 1985)
Иван Максимов (1987 уч.)
Михаил Алдашин (1987 уч.)
Александр Петров (1988 уч.)
Михаил Тумеля (1988 уч.)
Константин Бронзит (1988)
Сергей Айнутдинов (1989 уч.)
Андрей Ушаков (1989 уч.)
Алексей Дёмин (1992)
Святослав Ушаков (1992)
Алексей Харитиди (1992)
Эдуард Беляев (1992)
и др.

Для большинства режиссёров этой генерации разделение на элитарное «авторское» и зрелищное «коммерческое» кино уже является нормой, а советский постулат о народной доступности кинематографа неприемлем. Развитие и усложнение киноязыка уже осуществляется без оглядки на специфику массового зрительского восприятия. Лишь некоторые представители тяготеют к прежнему принципу эстетической и смысловой содержательности зрительского кино.

12. Последние выходцы из плёночной эпохи (1993-97)
Екатерина Михайлова (1993)
Татьяна Ильина (1993)
Сергей Косицын (1995)
Агамурад Аманов (1995)
Олег Ужинов (1995)
Андрей Кузнецов (1996)
Владислав Байрамгулов (1996)
Рим Шарафутдинов (1996)
Андрей Золотухин (1996)
Валентин Ольшванг (1997)
Наталья Березовая (1997 уч.)
Сергей Меринов (1997)
и др.

К этому поколению принадлежат и последние мастера советской, «союзмультфильмовской» школы (Екатерина Михайлова, Сергей Косицын, Татьяна Ильина), пытающиеся сохранить верность прежним принципам, и представители «пилотовской» культуры, сразу или почти сразу переходящие к работе на цифровых носителях (Андрей Кузнецов, Сергей Меринов и др.), и наиболее молодые режиссёры «свердловской школы» авторского кино (Андрей Золотухин, Валентин Ольшванг), и самобытные фигуры - башкирский «неотрадиционалист» Рим Шарафутдинов, стихийно осваивающий классический мультипликат, или Агамурад Аманов. Все они работают в условиях дихотомии «авторское-коммерческое», но в начале «нулевых» многим предстоит возвращение к зрительскому кино в новых форматах («Гора самоцветов» и др.).

публикации, Свердловская киностудия, анимация, современная анимация, Пилот, Мосфильм, Союзмультфильм, Мульттелефильм, Ленфильм

Previous post Next post
Up