(к 40-летию со дня смерти)
Борис Павлович Степанцев родился 7 декабря 1929 года. Есть свидетельства, что первоначальная форма его фамилии была - Степанцов, однако пока документов, где она бы встречалась, не обнаружено; даже в повторном свидетельстве о рождении, выданном в 1946 году, фамилия упоминается уже в окончательной форме.
С искусством мультипликации как зритель Степанцев познакомился ещё в детстве:
«Совсем давно, ещё до войны, был такой маленький кинотеатрик на Страстном бульваре. Назывался он «Новости дня». И был он в то бестелевизионное время основным культурным центром для окрестной ребятни, так как билеты туда стоили дешевле мороженого, а показывали там только замечательные вещи: хронику, спортивные новости и, главное, - мультипликацию. Вот там-то я и полюбил её навсегда. За то, что смешнее её ничего на свете не было. А довоенная мультипликация быть не смешной стеснялась. Да и не умела».
Учиться рисованию Степанцев тоже начал в детстве, в средней художественной школе при Суриковском институте, и считался хорошим рисовальщиком. В марте 1946 года поступил на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Многим студийным работникам запомнилось, что при первом визите на студию Степанцева сопровождала мама - ему было всего 15 лет, и он ещё не имел паспорта. Это поначалу стало препятствием для приёма. Но экзаменаторов убедило выполненное Степанцевым задание по композиции. Он нарисовал (как вспоминают свидетели) поверженного боксёра с точки зрения его соперника, чья мощная спина была изображена на переднем плане. Тема бокса была выбрана не случайно - уже в те годы будущий режиссёр увлекался этим видом спорта.
Степанцев вспоминал:
«Уже после войны, учась на студии «Союзмультфильм», я не мог дождаться утра, чтобы скорее бежать туда, где было так радостно постигать ни на что не похожее ремесло живого, движущегося, танцующего и поющего рисунка; где и преподаватели были лукавыми чудаками, не давящим авторитетом, а шуткой, розыгрышем, какой-то лихостью увлекавшие нас в сказочную жизнь.
Там я всерьёз познакомился с работами Диснея. Случилось так, что после войны студии досталось в качестве трофея большое количество его короткометражных и даже два больших фильма - «Белоснежка» и «Пиноккио».
Вот тут уже мы насмеялись вдосталь. Это был смех несколько даже сокрушительного свойства, когда после сеанса обнаруживаешь себя сползшим с кресла, в полубездыханном состоянии, со слезами на щеках и коликами в животе.
Поэтому единственной заслуживающей внимания задачей все мы, послевоенное поколение художников мультипликации, считали смешную мультипликацию».
Это был второй набор на послевоенные восьмимесячные курсы. Вместе со Степанцевым там учились Роман Качанов, Борис Чани, Елизавета Комова, Евгений Трунов, Иван Старюк, Наль Драгунов и другие. 20 января 1947 года обучение было закончено и началась производственная практика. Одним из первых фильмов для начинающего мультипликатора стала картина «Весёлый огород» - последняя режиссёрская работа Владимира Сутеева.
Степанцев делал мультипликат для фильмов Александра Иванова, Дмитрия Бабиченко, Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, Мстислава Пащенко, Ивана Иванова-Вано, Ивана Аксенчука. Но знаком высшего отличия для него была работа в группе Бориса Петровича Дёжкина - такая честь выпадала только избранным. Степанцев участвовал в создании как минимум трёх фильмов Дёжкина - «Лев и заяц», «Козёл-музыкант» и «Необыкновенный матч».
Евгений Мигунов писал:
«Молоденький, чуть с косинкой в разные стороны, складненький и вежливый парнишка, как-то неизвестно откуда вынырнувший в 1947 г. в гуще студийных тружеников, он сразу смело и вполне профессионально проявил себя в картине А.Иванова «Чемпион», где ему была поручена неответственная сценка пробега на лыжах героя - «Псёнка».
Я, проводя на курсах одушевителей-прорисовщиков занятия-лекции, интересовался возможностями кандидатов для работы, их степенью таланта и направленностью на тот или иной стиль, и заметил его как наиболее владеющего объёмно-конструктивным подходом и понимающим принципы деформации и динамики рисунка.
Я и предложил А.В.Иванову попробовать Борю на производственной сцене.
Молодой и (оказалось) тщеславный юноша со всем жаром взялся за доверенную ему возможность проявить себя, и за считанные дни представил на съёмку и просмотр черновую, грубо и уверенно нарисованную сценку прохода забавного пёсика в шапке-ушанке на лыжах-клёпках и с палкой под мышкой.
Это была одна из первых сцен фильма «Чемпион». Пожалуй, она и осталась лучшей сценкой всего фильма.
Он хорошо усвоил принцип конструктивного рисунка, который я осваивал ещё с 1939-40 года, «заразившись» от знакомства с производственными заготовками, привезёнными из Америки нашим зам. диром Ефимом Абрамовичем Александровым сценами на пергаментине: мультипликатом из «Пиноккио», разработк[ами] мимики и жеста из «Белоснежки» и др.
Вполне разделяя принципы стереометрического рисунка и пользуясь моей консультацией и помощью при рисовании компоновок, Боря удивил Александра Васильевича профессионализмом содеянного.
Первая же удача придала уверенности молодому художнику. И мы, поделившись с коллегами своей находкой, отрекомендовали его на работу в других группах.
Сметливый, серьёзно относящийся к заданиям, Борис, варясь в общем котле, знал, у кого можно поднабраться рецептов и секретов мультипликата. Он не гнушался работ по черновой фазовке у «зубра» динамического мультипликата Бориса Дёжкина и на практике применял многое из необходимых познаний».
Однако, несмотря на явный успех и признание, мультипликатором Степанцев работал сравнительно недолго. Ему явно хотелось большего.
В 1949-1953 гг. в работе произошёл пятилетний перерыв на службу в Военно-Морском Флоте. Ещё не закончив службы, в 1952 году, Степанцев начинает заочную учёбу на факультете графики Московского полиграфического института.
Именно после возвращения Степанцева с военной службы его карьера на «Союзмультфильме» начинает быстро «набирать обороты». Продолжая работать мультипликатором, он пробует себя как художник-постановщик (на фильме Аксенчука «На лесной эстраде» - совместно с Михаилом Скобелевым и Евгением Галеем). Затем впервые кооперируется с молодым режиссёром Евгением Райковским, совместно с Константином Карповым выполняя функции художника-постановщика на картине «Опасная шалость» (оба фильма были закончены в 1954 году). И в том же 1954-м, в возрасте 24-х лет, получает право на режиссёрскую постановку кукольного фильма - совместно с другим режиссёром-дебютантом, Всеволодом Щербаковым. Щербаков был старше Степанцева на 25 лет и имел опыт работы в театре кукол.
Столь ранний доступ к режиссуре породил среди студийных работников немало сплетен относительно того, каким образом Степанцеву удалось достичь такого результата. Понятно, почему дебют произошёл в кукольной мультипликации - созданному незадолго до этого кукольному цеху «Союзмультфильма» особо остро требовались кадры. Вероятно, определённую роль сыграла и партийность - Степанцев вступил в КПСС в том же 1954-м. Многие сослуживцы отмечали в нём рано проявившиеся карьерные устремления, однако, если они и были, то, в отличие от многих, карьера не была самоцелью и не заменяла Степанцеву творческих амбиций и поисков.
Фильм Степанцева и Щербакова «Злодейка с наклейкой» был закончен 27 декабря 1954 года. Вряд ли этот ничем не выдающийся, лишённый юмора и примитивный по сюжету антиалкогольный плакат, объединивший съёмку «театральных» кукол с кукольной мультипликацией, отвечал творческим интересам и устремлениям Степанцева. Как часто бывало с сатирическими картинами 1950-х годов, чтобы в нём не заподозрили «очернение советской действительности», редактура настояла на внесении в сюжет фигуры положительного героя-колхозника, устоявшего перед «алкогольным соблазном», олицетворяемым «злодейкой с наклейкой». Но, как бы то ни было, дорога в режиссуру была открыта.
«Злодейка с наклейкой», 1954 г.
В конце 1954 года Степанцев ненадолго становится соавтором Анатолия Карановича - они вместе запускаются в подготовительный период с кукольным фильмом «Сказка о попе и о работнике его Балде». Согласно плану, Степанцев с Карановичем разрабатывали мизансцены натурной массовки в прологе фильма, определяли кандидатуру мультипликатора, взаимодействовали с композитором. Степанцев участвовал в разделении действия на типы съёмок (покадровую или «на скорую»), координации технических вопросов с художником Айзенбергом, отбирал кандидатуры кукловодов марионеток. На момент начала производственного периода (конец марта 1955 года) он, согласно документации, ещё числился в группе, однако картину Каранович заканчивал один, а Степанцев вернулся в рисованное кино.
Мигунов писал об этом периоде биографии Степанцева:
«Подружился и объединился с художником, тоже окончившим студийные курсы и более него преуспевшим (под руководством ВКПб) в работе, Евгением Райковским. Тот, работая уже ассистентом режиссёра, втянул Бориса в свою орбиту, в партийную элиту студии, в профессию режиссёра. <...>
Альянс оказался удачным. Более старший и партийно-авторитетный Райковский (которого в коллективе называли Райкомским) немало способствовал карьере Б.Степанцева».
Не менее важной вехой, чем создание режиссёрского тандема с Евгением Райковским, стало для Степанцева начало сотрудничества с художником-постановщиком Анатолием Савченко - учеником Анатолия Сазонова, любимцем студии, мастером обаятельного типажа.
Все фильмы Райковского и Степанцева были современными сказками, по направленности ярко «антиэклерными». Хотя применение «эклера» (ротоскопирования) в 1954-55 гг. как раз пошло на убыль, а в изобразительных решениях стали появляться первые признаки упрощения и стилизации, большинство рисованных картин «Союзмультфильма» оставались медлительными по темпу, построенными на изобразительных штампах и прямолинейно-дидактичными. Степанцев и Райковский стремились доказать, что советский рисованный фильм может быть занимательным, зрелищным, остроумным и изобретательным.
Первой работой новой группы стал фильм «Приключения Мурзилки» - начало задуманной серии, типаж героя для которой по рекомендации Главка был выбран путём внутристудийного конкурса. Победителем его жюри (в составе Евгения Райковского, Михаила Цехановского, Льва Мильчина и Петра Носова) признало Анатолия Савченко. Первоначальный сценарий Олега Эрберга по требованию Главка фундаментально перерабатывался, в частности, Николаем Эрдманом, что несколько затянуло начало производственных работ - подготовительный период был сдан лишь в январе 1956 года. Из сценария были удалены многие неудачные эпизоды и персонажи. Именно после вмешательства Эрдмана главный герой приобрёл статус журнального репортёра. Уже после этого Министерство культуры рекомендавало исключить сцену найма Мурзилки на работу в редакцию, чтобы не «уравнивать» его с редактором журнала, а сохранить дистанцию между «реальным» и сказочным персонажами.
Смелой чертой первой совместной картины Райковского и Степанцева был яркий отрицательный образ школьника-хулигана, невозможный на благостном фоне «бесконфликтной» советской мультипликации начала 1950-х. Это тоже отвечало веяниям эпохи - к созданию узнаваемого отрицательного мультгероя призывали многие журналисты и критики тех лет.
По количеству остроумных комедийных деталей (в режиссёрской трактовке, мультипликате, фоновом решении и других аспектах фильма) «Приключения Мурзилки» оставляют далеко позади все картины студийных режиссёров-современников. В насыщенности юмором и изобретательности Степанцев и Райковский явно следовали диснеевским образцам. В монтаже заметно обильное применение острых ракурсов, работающих на зрелищность действия. Это станет одной из характерных особенностей мизансценировки в дальнейших режиссёрских работах Степанцева.
«Приключения Мурзилки», 1956 г.
Фильм «Приключения Мурзилки был завершён производством в конце сентября 1956 года, и тогда же, практически без паузы, был запущен в подготовительный период следующий фильм серии, создаваемый на основе сценария Михаила Львовского и Вадима Коростылёва. Он был закончен на исходе августа 1957 года под названием «Опять двойка».
В этой работе успех первого фильма был закреплён, количество ярких деталей и нюансов заметно выросло, причём многие шутки были обращены не только к детскому зрителю (что формально было нарушением принципа чёткости возрастного адреса). Райковский и Степанцев уже в ту пору начали активно двигаться к созданию семейного рисованного фильма, одинаково интересного как детям, так и их родителям.
«Опять двойка», 1957 г.
Самой известной работой Райковского и Степанцева стала картина «Петя и Красная Шапочка», снятая по сценарию Владимира Сутеева. Работа над ней была начата осенью 1957 года, подготовительный период сдан в феврале 1958-го.
В этом фильме Степанцев впервые начал искать новые краски в озвучании персонажей, пытаясь добиться естественности разговорных интонаций. Особенно это заметно в голосовых характеристиках бабушки и волка (его озвучивал Сергей Филиппов). В эпизодах, происходящих внутри киноэкрана, в «сказочном» киномире, Анатолий Савченко впервые пробует несколько стилизовать фоновое решение. Степанцев и Райковский используют приём поликадровых композиций (выход героя за рамки экрана и т.п.), которые позже перейдут и в их следующую работу - «Мурзилку на спутнике». «Петя и Красная Шапочка» - один из последних фильмов, где динамический эпизод погони волка за Петей выполнен мэтром Борисом Петровичем Дёжкиным - вскоре он сосредоточится на собственных режиссёрских работах и участие в качестве мультипликатора в чужих постановках почти прекратит.
Кроме того, многие шутки «Пети и Красной Шапочки» представляют собой «корпоративный юмор». Например, в фильме можно найти намёк на проблемы с прокатом короткометражной мультипликации («Обожаю мультфильмы! И почему их так редко показывают? Жалко, что ли?») или на засилие избыточного закадрового текста, насаждаемого директором «Союзмультфильма» Сергеем Куликовым («Кто это?» - «А! Это диктор. Он объясняет всё, что и так понятно». - «Зачем?» - «Не знаю. Так полагается!»).
Фильм был закончен в конце августа 1958 года. Он стал первой работой Степанцева и Райковского, удостоенной фестивальных наград - на Втором всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959) и VII-м Международном - в Аннеси (Анси, 1960 г.).
«Петя и Красная Шапочка», 1958 г.
Начиная с 1956 года, Степанцев совместно с Александром Винокуровым и Леонидом (Израилем) Шварцманом оформляет ежегодно выпускаемые издательством «Искусство» сборники сценариев мультипликационных фильмов «Фильмы-сказки». По-видимому, это первые его произведения как художника-полиграфиста. Любопытно, что имея дело с сюжетами, уже пошедшими в производство на «Союзмультфильме», Степанцев, Винокуров и Шварцман не пытаются повторить или адаптировать изобразительные решения студийных художников-постановщиков, а предлагают свои, «альтернативные». Это же свойство будет характерным для многих работ Степанцева для студии «Диафильм». Работа трио Винокуров-Степанцев-Шварцман над сборниками «Фильмы-сказки» продолжится до 1970 года.
Следующий запуск Райковского и Степанцева состоялся лишь в январе 1959 года. Им была поручена разработка сценария Льва Аркадьева «Мурзилка на спутнике», посвящённого первым успехам СССР в освоении космоса - запуску искусственных спутников Земли, космических аппаратов к Луне и другим объектам Солнечной системы. Работа над сценарием началась ещё в середине 1958 года, однако заметно затянулась (по-видимому, из-за дополнения сюжета актуальными фактами). В подготовительный период картина была запущена в феврале 1959-го, в производство - в июне.
Фильм снимался в двух форматах: обыкновенном и широкоэкранном. Это была первая работа «Союзмультфильма» для широкого экрана, имевшая не экспериментальный, а прокатный характер. Соответственно, у каждого плана было по два композиционных решения. Вместе с Анатолием Савченко впервые у Степанцева и Райковского работал второй художник-постановщик - Виктор Никитин.
«Мурзилка на спутнике», 1960 г.
Картина была закончена на исходе февраля 1960 года. Она тоже удостоилась фестивальной награды - на XXIII Международном фестивале в Карловых Варах. По мотивам этого фильма с участием Степанцева было выпущено несколько книжек, набор открыток и диафильм, ставший одной из первых работ Бориса Павловича в этом виде зрелища (1960).
В том же 1960-м Степанцев заканчивает Московский полиграфический институт, получив диплом с отличием. Тогда же выходит и ещё один его диафильм - «Мечтатель» по стихотворению Екатерины Серовой. Начинается его плодотворная работа в области детского диафильма, которая продлится до самой смерти художника.
...Поиски Райковского и Степанцева в области современной сказки тоже продолжались. В 1958 году в их планах был и киноплакат «Могучие крылья» по сценарию Г.Кушниренко об успехах советской гражданской авиации, и очередной фильм о Мурзилке по сценарию Евгения Аграновича, состоящий из нескольких коротких сюжетов сатирического и воспитательного характера, и трёхчастёвый фильм по повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». На дворе было начало 1960-х - пора радикальных экспериментов...
(Продолжение следует)