Как нам портили Новый год

Jan 02, 2023 19:49

Первый (на моей памяти) Новый год, который подпортило государство - 1982/83-й. Потом их было ещё много, но тот особенно запомнился.

Для советского ребёнка основным элементом праздника (кроме ёлок, подарков и вообще новогодней атрибутики) была телепрограмма и выход предновогодних номеров детских журналов - «Весёлых картинок», «Колобка», «Мурзилки», «Пионера» и т. д. От них ждали чего-то особенного - каких-то сюрпризов, помогающих создать праздничное настроение. В редакциях это понимали и старались оправдать надежды. Все самые яркие телепремьеры планировались на 31 декабря или 1 января - и далее, в течение зимних каникул.

Так вот, крупный «облом» произошёл в конце 1982 года. 10 ноября умер Брежнев, и на ТВ воцарился траур, длившийся дольше официального. Развлекательные программы и мультипликацию решились вновь вернуть в эфир только ближе к началу декабря. Но если на ТВ траурное состояние к концу года было изжито, то с детскими журналами произошла просто катастрофа.

10-го ноябрьские номера уже вышли из типографий, поэтому траурные публикации обрушились именно на декабрь. «Весёлых картинок» и «Колобка» это, к счастью, не коснулось, а вот «Мурзилку» и «Пионер» пришлось полностью перевёрстывать, удаляя всё шуточное и легкомысленное. Представляю, каково пришлось редакторам, которые в последний момент изощрялись подобрать материал так, чтобы он не противоречил строгому тону траурных сообщений.

К этому надо прибавить, что в декабре 1982-го отмечалось 60-летие СССР. Отмечалось бурно, в течение всего года. Журналы (включая детские) публиковали в каждом номере подборки, посвящённые какой-либо союзной республике (или республикам), в школах проходили конкурсы рисунков на тему юбилея, и т. п. Декабрь был «кульминацией», и даже в предновогодних номерах детских журналов планировалось большое количество пафосных материалов, которыми, понятное дело, жертвовать было нельзя.

В итоге 12-е, декабрьские номера выглядели примерно так. Пара разворотов - на траур. Некрологи, портреты Брежнева, прощальные редакционные заметки о единстве народа, партии и пионерии, биографии Андропова и т. п. Затем - ещё пара разворотов на юбилей СССР. Гербы, флаги, пионеры, октябрята, «дружба народов», стихи Лебедева-Кумача. И потом - осторожно и тщательно отобранные осколки первоначальных материалов. Ничего юмористического - ни «Переменок», ни «Кучи-малы», ни тени развлекательности. Стихи, проза (о зиме, в первую очередь), воспитательно-познавательные тексты, детские рисунки. И ничего тебе новогоднего.

В общем, если бы не телевидение с премьерой «Чародеев» 31 декабря, праздник был бы испорчен совсем. И это отлично запомнилось.

Потом то же повторялось после кончин Андропова и Черненко, но это не совпадало с праздниками...

А ещё потом, когда наше поколение выросло, портить Новый год стало для власти почти традицией. То штурмом Грозного, то отставкой Ельцина, то какой-нибудь путинской подлостью, приуроченной к концу декабря, пока люди не обращают внимания на окружающее и поглощены предпраздничными хлопотами.

А началось всё 40 лет назад...

приключения, юбилей, журналы, Мурзилка, Пионер, Новый год

Previous post Next post
Up