Основной глобальный итог года, вроде бы, ясен. Уничтожение постсоветского мира.
Мира, в котором я за последние лет двадцать успел обжиться и даже сродниться с ним в какой-то мере. Мира, который не покончил радикально с советскими культурными традициями, но не был уже и советским (в значении «совковым»). Мира, в котором возможности умножались с каждым годом. В котором было комфортно существовать, несмотря ни на что.
Теперь этот мир разрушен - кроваво, бесповоротно и вдребезги. Не только на пространстве России или бывшего СССР, но и в планетарном масштабе. Каким будет новый, возникший на его месте - покажут ближайшие годы. Но уже ясно, что России в нём места не будет.
Ещё один итог - дефолт российской культуры. То, что я и мои коллеги делали, собирали, сохраняли и исследовали в течение прежних десятилетий - обесценилось и перестало быть кому-то нужным. Значит, придётся продолжать выполнять свою миссию уже без осознания её осмысленности. А это гораздо тяжелее.
На этом катастрофическом фоне мои личные итоги на удивление неплохие. Во-первых, в мае завершилось двухлетнее состояние бессилия. Теперь я вновь ощущаю себя способным работать. Это совпало с выходом из печати моей монографии, текст которой я даже успел в январе окончательно отредактировать. Спасибо за это Станиславу Дединскому, Павлу Шведову
tea_elf , Тамаре Сергеевой и киностудии «Союзмультфильм».
Помимо этого, я принял участие в работе над восьмым томом справочника Сергея Чистобаева
sergej_manit «Художники детской книги СССР», который тоже был готов осенью. Написал послесловие к публикации сценария Михаила Анчарова «Гриб и роза» для анчаровского сборника, который должен выйти в следующем году. Подготовил интернет-публикацию воспоминаний Е.Т. Мигунова о сатириках и работниках «Крокодила». Её пристроить не удалось, и обнародована она была на исходе года в моём ЖЖ. Поработал над ещё тремя книжными изданиями, выход которых намечен на 2023-й год. Опубликовался (в первый и, похоже, последний раз) в «Искусстве Кино». И даже умудрился выступить на одном публичном мероприятии с рассказом о Мигунове (весной). По сравнению с прежними годами - результаты очень приличные.
И, наконец, в этом году я установил личный рекорд по количеству стишков. Конечно, почти половина их - «короткометражки», четверостишия или даже двустишия. Но есть и много крупных. Такого «улова» в моей жизни ещё не было. Похоже, сочинение в рифму для меня - способ переработки поступающей извне информации. А поскольку в самых жутких и шокирующих новостях недостатка не наблюдалось, это и породило рекордный урожай.
Кроме того, это был год утрат близких людей. Самая тяжёлая потеря - Роман Кобзарев, его отсутствие усиливает ощущение бессмысленности многих моих начинаний. А ещё в этом году не стало Александра Павловича Тимофеевского, Леонида Ароновича Шварцмана, Володи Вышегородцева, В.П. Колесниковой, Е.Ю. Пророковой...
Вот такие противоречивые итоги года-катастрофы. Шагать в новый год боязно, но надо. В конце концов, лучше быстрый конец, чем позор без конца.