О, сколько нам открытий чудных...

Mar 27, 2012 03:55

Не знаю, с чем можно сравнить архивную находку.
С попавшимся грибнику гигантским и чистым белым? С выуженной рыболовом щукой?
Все не то.
Больше всего, наверное, это похоже на пас хоккеиста партнеру. До этого он вел шайбу худо-бедно, а теперь она получила импульс, и летит стрелой к намеченной цели. Или даже без цели - но с хорошей скоростью.
Архивная находка - самый эффективный стимул для работы. Когда ты получаешь новый «бит» информации от свидетеля, когда выкапываешь в архиве важный для тебя документ, когда окунаешься в музейные коллекции и получаешь содержательный результат - все это дает тот самый импульс, от которого просто тянет сесть и записать вновь открытое, сформулировать постигнутое, дополнить уже найденное.
Я уже не говорю о кайфе, который получаешь, погружаясь в ранее неизведанный архив, открывая пласт скрытых до этого материалов или (что не менее важно) убеждаясь в сохранности того, что считал давно утраченным, или о существовании чего даже не подозревал.

Если не считать вылазок в Музей кино, поездок к В.А.Никитину в Ивантеевку и текущей работы с архивом Мигунова, то за последние полгода таких погружений было как минимум три.
Осенью - спешно организованная поездка ко вдове А.М.Савченко со Светой Ким и tea_elf для разбора архива Анатолия Михайловича. Архив оказался не самый богатый количественно, но очень впечатляющий. Слова А.М. о том, что у него не сохранилось совсем ничего, оказались, мягко говоря, преувеличением, вызванным заботой о сбережении работ и нежеланием расставаться с ними. И это была огромная радость.
В новогодние праздники с «Союзмультфильма» пришло известие о находке остатков методкабинета. Снова пришлось бросить все дела и несколько дней заниматься разбором материалов, среди которых оказалось на редкость много ценного и даже уникального. Учитывая, что эти материалы в течение пятнадцати лет хранились бесконтрольно и мною считались давно утраченными, это была еще одна нечаянная радость.
Сейчас уже есть договоренность о передаче этих архивов в ГЦМК, так что их судьба почти не внушает опасений.

В прошедшую субботу мы c tea_elf ездили к Галине Сергеевне Бариновой знакомиться с архивом А.А.Петрова.
Разбирать эскизы, фона, фазы и графику не пришлось - Галина Сергеевна и Галина Анатольевна берегут архив и содержат его в очень хорошем состоянии. Помимо представленных на выставке во ВГИКе работ, сохранилось много целлулоидных фаз (в том числе «двухслойных» - из «Полигона», «Геракла у Адмета» и других фильмов), мультипликата (в том числе - из незавершенных «Снов Пасифаи»), фонов. Архив заставил дополнительно убедиться в новаторском подходе Анатолия Алексеевича не только к пластике и технологии съемки, но и к декорационной части (например, я узнал об уникальном способе изготовления фонов к «Веселому старичку»). Настоящим открытием были раскадровки, технологические идеи и эскизы к фильму «Маяковский смеется», где Петров должен был делать, если не ошибаюсь, финальную часть («Сон Присыпкина»), снятую в итоге В.И.Тарасовым, и эпизод «Съезжалися к ЗАГСу трамваи…», который сделала И.Н.Гаранина. Предложенное Петровым решение и содержание эпизода настолько непохоже на гаранинское, что, по сути, это две принципиально разных разработки. Совершенно ошарашили полиграфические опыты, в которых Анатолий Алексеевич совершенно непохож на Петрова-кинематографиста - ничего похожего он не делал в мультипликации, хотя собирался: дебютировать в режиссуре он хотел экранизацией «Зависти» Олеши, к которой в Полиграфическом институте сделал серию потрясающих иллюстраций. Но - не состоялось. Отдельно надо упомянуть раскадровки к «греческим» фильмам, в том числе к недоснятым «Снам Пасифаи», которые по степени эпатажности, пожалуй, не имеют аналога даже среди поздних фильмов мастера. Про разнообразные эскизы к сюжетам «Веселой карусели», приоткрывающие авторскую «кухню» и дающие представление о поисках типажа (например, к «Рассеянному Джованни») и изобразительного решения, уже не говорю.
Впрочем, повторюсь, разбирать эту часть архива не пришлось. Он сохранен с завидной бережностью и аккуратностью. Собственно говоря, и познакомились мы далеко не с полным объемом работ. Более подробное исследование, надеюсь, впереди.
А вот пленочную часть архива мы исследовали на месте. И здесь меня лично ждало несколько сенсационных (для меня, по крайней мере) находок.
Скажу сразу, мы нашли не все, что искали. Например, смонтированного цветного материала эпизода встречи Адмета с Козопасом из «Геракла у Адмета» пока не обнаружилось. Не нашлось и отрезанного цензурой финального плана из «Веселого старичка». Может быть, они еще «всплывут». Срезки и фрагменты сцен из «Рассеянного Джованни» показали, что изменения в типаже мамы Джованни были произведены, скорее всего, еще до съемки цветного материала. Так что крамольная мамина «грудь» (в виде двух кружков) была удалена, похоже, еще на стадии прорисовки, или даже раньше.
Тем не менее, находок было много. Большое количество материала (сцен, проб цвета и срезок) по «Гераклу у Адмета», в том числе некоторые кадры, не вошедшие в окончательный монтаж. Фрагмент из «Учителя пения», тоже не вошедший в фильм (а может быть, пробный материал). Позитивные срезки «скандальных» кадров, вырезанных из «Полифема, Акида и Галатеи» (негативы этих двух планов я в свое время передал в дар Музею кино к его 10-летию). Маленький фрагмент сюжета Г.С.Бариновой «Мозаика», удаленный по метражным соображениям (надо было «потесниться», чтобы освободить в «Карусели» место для сюжета Л.В.Носырева «Антошка»). Натурные съемки: фрагменты из игровых и, возможно, документальных фильмов, использованные Петровым как пособие для работы (но не для копирования движения!). Несколько неопознанных роликов с мультипликатом, в том числе - бескамерной анимацией (пока неизвестно, принадлежит она Петрову или кому-либо из его учеников). Магнитная пленка с финальной музыкой из «Голубого метеорита» (возможно, неиспользованной в сюжете). И многое другое.
И, наконец, главная сенсация. Авторская копия «Веселой карусели № 5» с доцензурной редакцией «Чуда». И к ней - позитивы четырех планов, вырезанных из сюжета еще раньше, при сдаче фильма с двух пленок: крупные планы главных героев в середине сюжета, едущих в лифте, и в финале, смотрящих на березовый росток.
Самое ценное из пленочного архива мы забрали для оцифровки. Так что вскорости в моей коллекции авторских версий фильмов будет одним раритетом больше. Учитывая, что сохранность авторской копии - вещь в мультипликации чрезвычайно редкая, что количество уцелевших, найденных и атрибутированных авторских редакций фильмов ограничивается полутора десятками названий, каждая вновь открытая копия - настоящее событие. Архив Петрова уже подарил зрителям доцензурный вариант фильма «Мореплавание Солнышкина» (сохраненный даже в двух экземплярах!), первый выпуск мультжурнала «Веселое звено» (переработанный по требованию цензуры в фильм «Проделкин в школе»), неизвестный ранее дипломный фильм «Остров», снятый Петровым в Загребе. Теперь к этому списку добавится и первая редакция сюжета «Чудо».
Надеюсь, что все сохраненное и обнаруженное найдет свое заслуженное место на выставке, посвященной творчеству Анатолия Алексеевича. Если такая выставка в этом году состоится, она может стать одной из главных сенсаций юбилейного года. Материала достаточно.
С нетерпением ожидаю оцифровки всех найденных пленок. На моей улице - еще один нежданный праздник…

цензура, Анатолий Петров, юбилей, архивы, Союзмультфильм, анимация, Музей кино

Previous post Next post
Up