Сегодня - юбилей Наталии Евгеньевны Головановой.
Поскольку информации о ней в Сети очень мало (даже данные Википедии весьма скупые), к этой дате я решил опубликовать биографическую справку, написанную мною для "Киноведческих Записок" десять лет назад...
Наталья Евгеньевна ГОЛОВАНОВА (Котовщикова) - режиссер, сценарист и художник анимационного кино, один из самых интересных и своеобразных мастеров современной отечественной мультипликации, прозаик, эссеист. Родилась в 1942 году в Свердловске. Отец, Евгений Павлович Болдышев, был студентом Московского автомобильно-дорожного института, погиб на Великой Отечественной войне; мать, Зинаида Алексеевна Котовщикова - телеграфист свердловского Центрального телеграфа. Детство провела в Свердловске, в начале 1960-х годов приехала в Москву и поступила во ВГИК, сперва на актерский факультет; через год перешла на факультет режиссуры, в мастерскую Льва Кулешова. Первые курсовые работы снимала, экспериментируя с условным пространством (павильонные съемки) и операторскими приемами (съемки скрытой камерой на Новодевичьем кладбище). Выйдя замуж за драматурга В.А.Голованова, в то время активно сотрудничавшего с киностудией «Союзмультфильм», устанавливает контакты с работниками мультипликационного кино. Третья курсовая работа («Эй, человечек!») была снята в объединении кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм» в технике перекладки (художник-постановщик Б.А.Акулиничев). После этого Н.Е.Голованова на короткий срок попала в группу Л.К.Атаманова (работавшего над подготовительным периодом фильма «Балерина на корабле»), но от совместной работы, предложенной им, отказалась. Знакомилась с основами рисованной анимации (мультипликат, фазовка), в т.ч. под руководством художника-мультипликатора и режиссера М.А.Ботова. Работала в группе В.Б.Ливанова (полнометражный широкоэкранный фильм «Синяя птица») в качестве режиссера-ассистента, самостоятельно разработала и сняла (совместно с аниматором Яной Вольской) эпизод пролога с применением фотоколлажа (многие планы при этом не попали в окончательный монтаж). Затем уезжает в Таджикистан, где на студии «Таджикфильм» снимает дипломную работу «Добрый Насим» (1970, художник-постановщик Вячеслав Наумов, композитор Эдуард Артемьев), где разрабатывает и применяет технику т.н. «витражной перекладки» (специальный способ изготовления, освещения и съемки перекладочных персонажей), осваивает многоканальную систему записи музыки.
Вернувшись в Москву, на «Союзмультфильм», работает там над рисованными картинами, пытаясь адаптироваться к производственной системе и эстетике советской рисованной мультипликации. Работает поначалу с литературным материалом, предложенным сценарным отделом (фильм по стихотворениям С.В.Михалкова, существующий в двух редакциях - «Три истории», 1973, и «Шел трамвай десятый номер», 1974). До 1991 года почти все фильмы снимает по сценариям В.А.Голованова. В начальный период работает с художником-постановщиком М.С.Жеребчевским («Лиса и медведь», 1975; «Жихарка», 1977; «Пойга и лиса», 1978; «Огневушка-поскакушка», 1979, совместно с В.Н.Гиляровой), позже - с Е.М.Жаровой и Т.Г.Сокольской («Зимовье зверей», 1981), Г.П.Шакицкой и Е.А.Боголюбовой («Великан-эгоист», 1982), Т.Д.Зуйковой («Горшочек каши», 1984) и, наконец, В.Н.Зуйковым («Девочка и медведь», 1980, совместно с Т.Г.Сокольской; «Миссис Уксус и мистер Уксус», 1985, совместно с Т.Д.Зуйковой, и др.). В 1980-е годы активно сотрудничает с композитором Ш.Э.Каллошем. Мультипликаторами на картинах Н.Е.Головановой плодотворно работают В.П.Колесникова, выпускники двухгодичных курсов «Союзмультфильма» 1971-72 гг. (Александр Мазаев, Алексей Букин, Юрий Мещеряков и др.), а со временем ведущими аниматорами ее фильмов становятся Юрий Кузюрин и Анатолий Абаренов.
Н.Е.Голованова - признанный мастер монтажа, что проявилось еще на самых первых работах; неоднократно привлекалась к монтажной доработке и совершенствованию чужих картин. Наиболее успешный в творческом отношении период деятельности Головановой - вторая половина 1980-х годов. Лучшие работы этого времени, сделанные в тесном контакте с художником-постановщиком В.Н.Зуйковым («Мальчик как мальчик», 1986; «Кот и клоун», 1988; «Солдат и черт», 1990), отличает значительный элемент режиссерской импровизации. Особенно сильно это проявилось на фильме «Кот и клоун», где в импровизационном режиме создавалось и изобразительное, цветовое, пространственное решение; и мультипликат; и чистовая съемка; и монтаж; и сочинение и запись музыки (этот эпизод нашел отображение в предлагаемом вниманию читателей эссе). Зачастую такой экспериментальный метод производства сочетался с подробнейшей разработкой мизансценировки будущего мультипликата в виртуальном, «невидимом» («Мальчик как мальчик»), или специфическом «коллоидном» («Кот и клоун») пространстве. Многие разработки и находки этого периода находили воплощение и в более поздних картинах.
Пережив во время работы над фильмом «Солдат и черт» личную трагедию, из-за которой не состоялась и запланированная для первого «пакета» советско-британской «Шекспириады» постановка «Ромео и Джульетты» с участием В.Н.Зуйкова, Н.Е.Голованова постепенно возвращается в режиссуру (сюжет «Барашек» в альманахе «Веселая карусель», 1990; «Иванушко», 1991). Она продолжает поиски, начатые на фильме «Кот и клоун» (замена детализированного фона движущимися целлулоидными накладками; применение переплывов; компиляция фона из «перекладочных» элементов непосредственно под камерой и др.). В фильмах «Земляника под снегом» (1994) и «Три связки соломы» (1995) Голованова уже выступает и как сценарист, и как художник-постановщик (совместно с Н.И.Михайловой). Остается невоплощенным ее замысел постановки анимационного фильма-оперы по «Волшебной флейте» Моцарта, для которого по клавиру оперы был написан оригинальный сценарий и сделаны эскизы (художник В.Н.Зуйков). Фильм был поставлен В.М.Угаровым на другой сценарной основе и с другим художником. В конце 1990-х - начале 2000-х годов Голованова работает художественным руководителем студии «Анимафильм» Московского детского фонда, инициирует ряд невоплощенных серийных анимационных проектов. Готовый трехминутный пилотный ролик и материалы предподготовительного периода фильма «Карлик Нос» по В.Гауфу, над которым Голованова работала на «Анимафильме» совместно с В.Н.Зуйковым, не были поддержаны Экспертным советом Госкино из-за конкуренции с одновременно запускавшимся амбициозным полнометражным проектом студии «Мельница» по той же сказке.
В 1980-х годах Н.Е.Голованова возглавляла режиссерское бюро «Союзмультфильма», входила во Всесоюзное режиссерское бюро, представляя там мультипликацию. В 1990-е годы она - председатель правления АП «Киностудия «Союзмультфильм»». Уже к концу срока работы (1996 г.) Голованова переходит в оппозицию к нанятой правлением администрации студии и в дальнейшем принимает деятельное участие в движении сопротивления уничтожению «Союзмультфильма». Она разрабатывает ряд уставных документов, в том числе устав РОО «Объединение «Союзмультфильм»» (одним из учредителей которого является) и устав ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»», впоследствии отвергнутый дирекцией этой созданной в 1999 году студии. В своей общественной работе Голованова основное внимание уделяет проблематике авторских прав в анимационном кино.
После создания ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»» Голованова разрабатывает ряд серийных проектов для этой студии и для ТПЦ «Союзмультфильм» (нереализованных или реализованных частично), работает над несколькими экспериментальными картинами («Дочь великана», 2002, и др.). В них она осваивает возможности компьютерной техники, применяет ряд новаторских технико-художественных решений (работа с компьютерной оптикой, совмещение двухмерной графики с виртуальными «прозрачными» объектами, создание многослойных фонов, разработка «горельефного» изображения декораций и персонажей и поиск соответствующей пластики, и мн.др.). В этих картинах Н.Е.Голованова также выступает как сценарист и художник-постановщик.
В 2000-е годы Голованова пишет оригинальную прозу с элементами литературной сказки, фэнтези, фольклорной стилизации (повести «Ванечка», «Настасья», «Ванечка-2», рассказы), некоторые работы самостоятельно иллюстрирует. Выступает как автор эссе («Застольные беседы», фрагмент из которого под названием «Эффект Хохловой» был опубликован в 10 номере журнала «Искусство кино» за 2004 год; «История причин» и мн.др.). Пишет сценарии анимационных фильмов, некоторые из них реализованы другими режиссерами.
И заодно хочу напомнить про юбилейную публикацию десятилетней давности:
https://george-smf.livejournal.com/36069.html