Александру Семёнову - 80

Jul 25, 2021 15:52

Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу Семёнову.




Е.Т. Мигунов в записках о его отце - Иване Максимовиче Семёнове - вспоминал:
«Как-то в разговоре со мной он сказал о своём сыне Саше: «Я ему сказал: хочешь быть художником-карикатуристом - давай! Но - чтобы ни в чём не был похож на меня. Ищи своё лицо. Своё отношение. Под меня - не работать. Благословения - не будет!..»
И Саша стал интересным, уютным по-семёновски и обаятельным, но совершенно не похожим на отца - карикатуристом. Транспонировался в условность и символику, коя не была свойственна его папе. Осталась от отца - обаятельность».

Коллеги не причисляли Александра Ивановича к выдающимся графикам. И сам он признаётся, что считает себя художником средним, если не «ниже среднего», умело это скрывающим. Так и есть. Не в этом его сила. Семёнов намного превосходил своих более мастерски рисующих товарищей в изобретательности.

Его стихия - игра. Игра с макетом, с нумерацией страниц, с использованием журнальных и книжных полей… За это его обожали и дети, и взрослые. Начав как художник-оформитель и карикатурист, он органично перешёл к работе в детских журналах - «Мурзилке», «Колобке», «Весёлых картинках».

Ему часто доставались в качестве материала для рисунков головоломки, задачи, рубрики наподобие «Кучи-малы» в «Мурзилке», игры-«бродилки» и, конечно, комиксы - «рассказы в картинках».




















При редакторе «Мурзилки» Владимире Матвееве Семёнов стал пробовать себя и как детский писатель. Читатели стали привыкать к сочетанию «А.Семёнов. Рисунки автора».






Семёнов обожает игру с формой и прививает интерес к ней каждому, кто соприкасается с его творчеством.

В 1977 году он совершает, можно прямо сказать, прорыв, создав детскую пародию на типичный советский «шпионский» детектив. Он использует известную модель: во всех внутренних недостатках и неурядицах виноваты диверсанты - и переносит её в «детский мир» с его дворовым фольклором. В роли «мировой закулисы» - злая волшебница Ябеда-Корябеда, в роли следователя-разоблачителя - Мурзилка. Кстати, именно в произведениях Александра Ивановича Мурзилка обрёл, наконец, достоверный Характер - мужественного и стойкого друга и защитника детей. В довершение к этому Семёнов насыщает каждый выпуск «детективно-загадочной истории» разнообразными задачами, головоломками и упражнениями на внимательность - в духе хорошо забытых рисунков «найди вражеского шпиона».

Результат превзошёл все ожидания. Наше поколение покупало и выписывало «Мурзилку» в первую очередь ради «Двенадцати агентов Ябеды-Корябеды» и их продолжений.








В журнале «Колобок» Семёнов тоже развивал найденный жанр - но в других формах. Вместо Мурзилки действовал, естественно, Колобок, а за Ябеду-Корябеду «отдувались» злая волшебница Таратора либо «тёмные личности» Хиханька и Дремота.












К сожалению, гораздо менее известно другое произведение Александра Семёнова - «научно-фантастические сны» «Путешествия туда и обратно», носящее познавательный характер. Я бы сравнил эту работу с лучшими произведениями Майлена Константиновского - настолько удачным оказался сплав научного материала, игровой подачи и художественной составляющей. Жаль, что ждать книжного издания этого произведения, публиковавшегося в «Мурзилке» в далёком 1979 году, пришлось несколько десятков лет…






А Семёнов продолжал изобретать. Из-под его руки выходили то рубрика «Разговор по секрету» (1983-84), то «Записная книжка волшебника»… Каждый раз - формальное открытие, подкреплённое оригинальным авторским оформлением.








И ведь это далеко не всё. Александр Иванович продолжал работать, иллюстрируя детские книги и брошюры серии «Библиотека Крокодила», оформляя «Мурзилку» и детские диафильмы (благодаря этому его произведения имеются и в фондах Государственного центрального Музея кино). В довершение всего он выступал и как драматург, сочиняя сценарии для детских телепередач и мультипликационных фильмов - именно по его сюжетам Борис Акимович Акулиничев поставил свою серию «Рассказы о профессиях», а в дальнейшем они с Семёновым рассчитывали и экранизировать «Ябеду-Корябеду»…

И конечно, Семёнов продолжал работать как карикатурист. Его работ в этом жанре хватило и на наше время.








После ухода Владимира Матвеева с поста главреда "Мурзилки" Семёнов на какое-то время вернулся к комиксам. Они наверняка памятны уже следующему поколению октябрят, пошедших в школу во второй половине 1980-х…












Только в XXI веке произведения Александра Ивановича стали вновь активно издавать. Появились новые продолжения приключений героев, без которых невозможно представить наше детство. Работает Семёнов и как художественный редактор - в частности, с архивом Виктора Чижикова, который когда-то порекомендовал его в «Мурзилку»…

С юбилеем, Александр Иванович! Спасибо Вам за наше счастливое детство! Извините, что не все мы выросли такими, какими Вам хотелось бы нас видеть…


анимация, рисунки, журналы, Чижиков, Мурзилка, Александр Семёнов, Колобок, Крокодил, юбилей, Музей кино, карикатура, Мульттелефильм, Мигунов

Previous post Next post
Up