Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу Семёнову.
Е.Т. Мигунов в записках о его отце - Иване Максимовиче Семёнове - вспоминал:
«Как-то в разговоре со мной он сказал о своём сыне Саше: «Я ему сказал: хочешь быть художником-карикатуристом - давай! Но - чтобы ни в чём не был похож на меня. Ищи своё лицо. Своё отношение. Под меня - не работать. Благословения - не будет!..»
И Саша стал интересным, уютным по-семёновски и обаятельным, но совершенно не похожим на отца - карикатуристом. Транспонировался в условность и символику, коя не была свойственна его папе. Осталась от отца - обаятельность».
Коллеги не причисляли Александра Ивановича к выдающимся графикам. И сам он признаётся, что считает себя художником средним, если не «ниже среднего», умело это скрывающим. Так и есть. Не в этом его сила. Семёнов намного превосходил своих более мастерски рисующих товарищей в изобретательности.
Его стихия - игра. Игра с макетом, с нумерацией страниц, с использованием журнальных и книжных полей… За это его обожали и дети, и взрослые. Начав как художник-оформитель и карикатурист, он органично перешёл к работе в детских журналах - «Мурзилке», «Колобке», «Весёлых картинках».
Ему часто доставались в качестве материала для рисунков головоломки, задачи, рубрики наподобие «Кучи-малы» в «Мурзилке», игры-«бродилки» и, конечно, комиксы - «рассказы в картинках».
При редакторе «Мурзилки» Владимире Матвееве Семёнов стал пробовать себя и как детский писатель. Читатели стали привыкать к сочетанию «А.Семёнов. Рисунки автора».
Семёнов обожает игру с формой и прививает интерес к ней каждому, кто соприкасается с его творчеством.
В 1977 году он совершает, можно прямо сказать, прорыв, создав детскую пародию на типичный советский «шпионский» детектив. Он использует известную модель: во всех внутренних недостатках и неурядицах виноваты диверсанты - и переносит её в «детский мир» с его дворовым фольклором. В роли «мировой закулисы» - злая волшебница Ябеда-Корябеда, в роли следователя-разоблачителя - Мурзилка. Кстати, именно в произведениях Александра Ивановича Мурзилка обрёл, наконец, достоверный Характер - мужественного и стойкого друга и защитника детей. В довершение к этому Семёнов насыщает каждый выпуск «детективно-загадочной истории» разнообразными задачами, головоломками и упражнениями на внимательность - в духе хорошо забытых рисунков «найди вражеского шпиона».
Результат превзошёл все ожидания. Наше поколение покупало и выписывало «Мурзилку» в первую очередь ради «Двенадцати агентов Ябеды-Корябеды» и их продолжений.
В журнале «Колобок» Семёнов тоже развивал найденный жанр - но в других формах. Вместо Мурзилки действовал, естественно, Колобок, а за Ябеду-Корябеду «отдувались» злая волшебница Таратора либо «тёмные личности» Хиханька и Дремота.
К сожалению, гораздо менее известно другое произведение Александра Семёнова - «научно-фантастические сны» «Путешествия туда и обратно», носящее познавательный характер. Я бы сравнил эту работу с лучшими произведениями Майлена Константиновского - настолько удачным оказался сплав научного материала, игровой подачи и художественной составляющей. Жаль, что ждать книжного издания этого произведения, публиковавшегося в «Мурзилке» в далёком 1979 году, пришлось несколько десятков лет…
А Семёнов продолжал изобретать. Из-под его руки выходили то рубрика «Разговор по секрету» (1983-84), то «Записная книжка волшебника»… Каждый раз - формальное открытие, подкреплённое оригинальным авторским оформлением.
И ведь это далеко не всё. Александр Иванович продолжал работать, иллюстрируя детские книги и брошюры серии «Библиотека Крокодила», оформляя «Мурзилку» и детские диафильмы (благодаря этому его произведения имеются и в фондах Государственного центрального Музея кино). В довершение всего он выступал и как драматург, сочиняя сценарии для детских телепередач и мультипликационных фильмов - именно по его сюжетам Борис Акимович Акулиничев поставил свою серию «Рассказы о профессиях», а в дальнейшем они с Семёновым рассчитывали и экранизировать «Ябеду-Корябеду»…
И конечно, Семёнов продолжал работать как карикатурист. Его работ в этом жанре хватило и на наше время.
После ухода Владимира Матвеева с поста главреда "Мурзилки" Семёнов на какое-то время вернулся к комиксам. Они наверняка памятны уже следующему поколению октябрят, пошедших в школу во второй половине 1980-х…
Только в XXI веке произведения Александра Ивановича стали вновь активно издавать. Появились новые продолжения приключений героев, без которых невозможно представить наше детство. Работает Семёнов и как художественный редактор - в частности, с архивом Виктора Чижикова, который когда-то порекомендовал его в «Мурзилку»…
С юбилеем, Александр Иванович! Спасибо Вам за наше счастливое детство! Извините, что не все мы выросли такими, какими Вам хотелось бы нас видеть…