Угаров - 80

Mar 15, 2021 13:37

Сегодня исполнилось бы 80 лет Валерию Михайловичу Угарову - быть может, самому загадочному и непостижимому мастеру «Союзмультфильма».




По окончании МСХШ в 1959 году он был сразу рекомендован к поступлению во ВГИК, но не был туда принят, что впоследствии расценивал как большую удачу. Как и многие мастера того поколения, он считал профессию режиссёра «возрастной», требующей сорокалетнего жизненного опыта.

Вместо ВГИКа Угаров попадает на «Союзмультфильм», на двухгодичные курсы по подготовке художников-мультипликаторов (1959-1961). Учился на одном курсе с Леонидом Носыревым, Геннадием Сокольским, Натальей Богомоловой, Эльвирой Масловой, Юрием Норштейном, Светланой Жутовской (Сичкарь), Виктором Арсентьевым, Олегом Сафроновым, Анатолием Солиным, Юрием Кузюриным, Анатолием Абареновым.

Как «склонный к точным наукам» (из характеристики МСХШ), в 1964 г. поступил в Московский Архитектурный институт (окончил в 1968). И параллельно с обучением, с 1965 года, работал мультипликатором на «Союзмультфильме». Всю работу в кино - и мультипликат, и режиссуру - Угаров рассматривал как непрерывную учёбу.

А.Ю. Хржановский вспоминает:
«Владея гротесковым движением в рисунке, он придавал это движение, острое, как его нос, своим персонажам. По этому признаку можно узнать его руку в «Козявине», в «Стеклянной гармонике», в «Бабочке», как мы узнаём характерный интонационный рисунок и тембр в голосах больших артистов.
В фильме «В мире басен» он целиком разыграл эпизод «оперы-буфф» «Кукушка и Петух» на гениальную музыку Альфреда Шнитке со столь же яркой графикой Владимира Янкилевского».

Как и другие мультипликаторы, в работе Угаров часто пользовался бытовыми наблюдениями. Например, жест Кролика, поправляющего очки, в фильме Ф.С. Хитрука «Винни-Пух идёт в гости» он придумал, наблюдая за Виолеттой Колесниковой, которая пришла в тот день на студию в очках со сломанной дужкой.



Рисунок для журнала "Весёлые картинки", № 12, 1980 г.

Перейдя к режиссуре, Угаров продолжал делать мультипликат не только к собственным фильмам, но и к постановкам других режиссёров. Н.Е. Голованова рассказывает, что при работе над картиной «Мальчик как мальчик» она разрабатывала к каждой сцене редкую на «Союзмультфильме» посекундную мизансценировку действия. Все мультипликаторы вписались в такое «прокрустово ложе» режиссёрского задания. И только Угаров, делая эпизод прохода по квартире мальчика-кота, не просто в точности выполнил все заданные режиссёром условия, но и смог добавить в мультипликат собственные детали и находки. Это будет свойственно и его «заказным» работам - даже делая сюжеты для киножурнала «Фитиль», он будет решать в их рамках творческие задачи.



Рисунок для журнала "Весёлые картинки", № 12, 1980 г.

Уже будучи режиссёром, Угаров мог терять форму из-за пристрастия к традиционной для студии «русской болезни» и фактически отстраняться от исполнения своих функций. Но даже в такие периоды он регулярно приносил в группу готовый мультипликат, и при взгляде на первую же компоновку ему готовы были простить всё.



Фрагмент комикса для журнала "Весёлые картинки", № 7, 1980 г.

Переход Угарова к режиссуре прочно связан с участием в альманахе «Весёлая карусель», одним из пятёрки сооснователей которого Угаров по заслугам числится. Однако роль его в первом номере мультжурнала не вполне соответствует указанной в титрах. Несмотря на то, что он назван художником сюжета «Рассеянный Джованни» (который ему из-за этого иногда приписывают), и режиссура, и изобразительное решение в нём принадлежит Анатолию Петрову. А Угаров как художник-мультипликатор (а фактически - и режиссёр) делал по эскизам Татьяны Колюшевой типовую заставку для киножурнала.

«Весёлая карусель», 1969 г.



Лидера «карусельщиков» - Анатолия Петрова - Угаров боготворил, относясь к нему почти со священным трепетом. Это касалось не только работы над мультипликатом. Уже делая собственные постановки, Угаров ежедневно ходил в группу к Петрову. Когда Угаров долго не мог решить какую-то задачу, он в качестве «последнего средства» обращался к мнению Анатолия Алексеевича, отправляясь к нему со словами: «Пойду посоветуюсь с основоположником». Петров часто выступал и в качестве инициатора той или иной угаровской постановки.

В 1971 году Угаров почти одновременно дебютирует в двух качествах: художника-постановщика и режиссёра. Одним из первых его способности разглядел А.Ю. Хржановский:
«До этого я знал Угарова как художника-мультипликатора по работе в фильме «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника». И понял, что Угаров не просто профессионал высокого класса, а незаурядная творческая личность. У него оригинальный взгляд на вещи. Характер и диапазон этого взгляда, его, так сказать, ракурс, мне кажется, я хорошо себе представлял. Это нас сближало, и поэтому я с верой в безошибочность своего выбора пригласил художника-мультипликатора Угарова на роль художника-постановщика в следующей моей работе».

Этой работой был сюжет «Шкаф» во втором выпуске альманаха «Калейдоскоп 71». Однако освоение новых функций не было гладким:
«Я практически не знал, что должен делать художник-постановщик, я ведь был художником-мультипликатором. И весь срок, отпущенный на мою работу, я повторял то, что видел у других, и ничего не придумал. До сдачи эскизов худсовету оставалось два дня. У меня было жуткое состояние, я его, наверное, никогда не забуду. Тогда Андрей сказал: «Сделай хотя бы раскадровку!» Сделал я эту раскадровку как умел - акварель и немножко штриховки. А потом оказалось - это и есть то, что нужно».

В том же 1971 году Угаров заявляет о себе и в режиссуре…

(Продолжение следует)

юбилей, Союзмультфильм, анимация, Угаров

Previous post Next post
Up