Вот и наступило второе в этом году Великое Анимационное Столетие.
100 лет назад, 18 августа 1920 года, родился Лев Исаакович Мильчин.
О нём, в отличие от А.П.Сазонова, написано довольно много. И искусствоведами (можно порекомендовать, например, статью Юлии Златогоровой из сборника «Режиссёры и художники советского мультипликационного кино»), и мемуаристами (здесь, пожалуй, лучший текст - у Евгения Мигунова, его можно прочитать (с небольшими купюрами) в Каталоге-альманахе Открытого российского фестиваля анимационного кино в Тарусе 2000 года).
Наследие Мильчина как режиссёра довольно противоречиво, удачных работ у него не так много. Как правило, это фильмы, задача которых выходила за рамки исключительно дидактические или познавательные. Когда Мильчин чувствовал, что обращается не только к детям (которых он понимал плохо), он ощущал себя намного увереннее. Так родились и «Будильник», и «Бабушкин зонтик», и «Стойкий оловянный солдатик».
Но Мильчин был и оставался, даже занимаясь режиссурой, прежде всего великим Художником. Блестящим графиком и непревзойдённым раскадровщиком, признанным и востребованным мастерами и мультипликации, и игрового кино. То, как рождались его неподражаемые графические этюды, отлично описано тем же Мигуновым. Мильчин стал любимцем своего учителя - Иванова-Вано, его частым соавтором и верным последователем. Его вклад в наследие «Союзмультфильма» и «Мосфильма» трудно переоценить.
Сейчас, находясь в несколько «подвешенном» состоянии из-за технических проблем, я ограничусь публикацией нескольких листов из раскадровки Льва Исааковича ко второй версии «Конька-горбунка» Иванова-Вано, которые мне в своё время передала Ирина Константиновна Бреннер. Надеюсь, что более полную презентацию работ Мастера мы ещё успеем увидеть в этом юбилейном году…