2019-й год я разменял на мелочи.
Никаких существенных прорывов, фундаментальных достижений - сплошная рутинная текучка.
По основному месту работы (на ТПО «Киностудия «Союзмультфильм»») - консультации сотрудников студии, помощь в работе над выставками и информационным наполнением экспозиционного холла, редактура постов в соцсетях (о фильмах-юбилярах), снабжение материалами для составления списка наград студии, списка сюжетов для киножурнала «Фитиль» и для пополнения фильмографии «Союзмультфильма» (в первую очередь, заказными картинами), консультация очередных совместных проектов студии, составление тематических подборок и многое другое. Отдельно стоит упомянуть участие в группе по контролю за восстановлением и реставрацией старых фильмов (фактически - в борьбе за аутентичность звуковых версий) и координацию работы по оцифровке редких фильмокопий и по заказам фильмов в Госфильмофонде (благодаря чему уже летом в видеотеке были собраны почти все сохранившиеся заказные картины «Союзмультфильма»). Ближе к концу года - составление планов книгоиздательской и выставочной деятельности на 2020-й.
В Государственном центральном музее кино - ежеквартальная работа по правке материалов перед подачей их в Госкаталог и постоянная - по переатрибуции анимационного фонда. Помимо этого, участие в постановке на хранение новых поступлений (в частности - архива Е.Т.Мигунова), составление текстов для выставок (три экспозиции «Проекта «Юбилейный»» плюс выверка данных для выставки «Новые поступления. 2009-2019»). Помощь работникам других фондов (фототеки, предметного и фонда диафильма) и сочинение текстов для постов Музея в соцсетях (в период с начала года до лета - после моего отпуска эта работа не возобновилась). Консультирование издательского отдела Музея и даже одна съёмка для телевидения (по поводу юбилея «Ну, погоди!» - обычно я отказываю в таких просьбах).
Плюс ко всему - консультировал и снабжал материалами различных специалистов, журналистов, исследователей истории ВГИКовского ополчения 1941 г. и студии «Диафильм», творчества Л.И.Мильчина, В.И.Тарасова и Г.В.Сапгира, наследников С.К.Русакова, сотрудников Службы кинопоказа ГТГ и т.п. В общем - как всегда.
С новыми текстами - очень бедно. Фактически главное, что в 2019-м удалось сделать, - завершение краткой творческой биографии Б.П.Дёжкина для сборника, который на днях вышел из печати в Курске. Начало этого текста было написано в 2014-м и создавалось довольно легко, а окончание было сопряжено с архивными поисками, спешкой и фактически вымучивалось. Что получилось - не мне судить. Остальные тексты - прикладные работы для Музея кино, ВГИКа (отзывы на дипломные работы) и прочее.
Опять много работы по редактуре, в том числе незавершённой. Закончил вычитку первого тома двухтомника Хитрука и половины второго. Консультировал, редактировал и снабжал материалом вышеупомянутую книгу о Дёжкине. Занимался редактурой биографических данных художников анимации для 3-го и 4-го томов справочника Сергея Чистобаева
sergej_manit «Художники детской книги СССР» и моего собственного текста об А.А.Галиче (для запланированной публикации). В конце года - начало работы с Тамарой Сергеевой по литературной редактуре моей монографии (в порядке подготовки к изданию).
Выступлений - мало, причём многие - тоже «незавершённые». Зимой - два (из запланированных четырёх) сеансов, посвящённых анимационной драматургии Е.Д.Аграновича (в рамках фестиваля «Век Евгения Аграновича»). В мае - одна (из запланированных двух) лекция «Мультипликация и цензура: до и после» в Международном Мемориале (в рамках выставки «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры»). В апреле - чтение собственных стихотворений на концерте «Младшие» (в рамках юбилейного фестиваля «ШЕСТИдесятиСТРУНКА»). В начале года - представление восстановленной звуковой версии «Мухи-Цокотухи» 1941 г. на фестивале «Белые Столбы - 2019» и его «Эхе» в «Иллюзионе».
Два главных замысла остались нереализованными. Во-первых - серия сеансов на «Союзмультфильме», представляющих работникам студии и гостям итоги нашей деятельности по оцифровке заказных картин (была запланирована на осень, перенесена на неопределённый срок). Во-вторых - большая ретроспектива «Мы и Они» для фестиваля-практикума «Кинопроба» (перенесена на следующий год из-за нехватки времени). Творческий вечер Г.С.Бариновой на «Союзмультфильме», который я планировал весной, провёл в итоге
kapkoff Сергей Капков.
Особенно тяжёлым выдалось второе полугодие. Летом - новые хлопоты и попытки реанимации проекта альбома к 100-летию Е.Т.Мигунова. Начало сканирования рукописей из его архива. К началу отпуска (августу) - ощущение полного упадка сил. В отпуске - поездка в Санкт-Петербург и Зеленоградск. В Петербурге успели поработать с Романом Кобзаревым над оформлением моей будущей книги «Государство и анимация». Однако главное событие, запланированное на отпуск, не состоялось, итогом стала кратковременная депрессия. Всё лето и осень боролся с чрезмерной сонливостью и ухудшением работоспособности. Пока - с переменным успехом.
Ну и напоследок - об удачах. Ими я считаю (возможно, с натяжкой) серию ЖЖ-постов о юбилярах уходящего года: Г.С.Бариновой, А.Г.Снежко-Блоцкой, А.И.Солине, А.В.Иванове, М.Н.Бузиновой, В.С.Брумберг. В этом списке, конечно, не хватает В.И.Тарасова, В.А.Караваева и Б.П.Степанцева, но на их юбилейные посты мне не хватило времени, сил и изоматериала. Впрочем, пост о Степанцеве я не теряю надежды сделать. Пожалуй, урожайным оказался год и на стишки: более двадцати стихотворений, в том числе недурных. Интересно, что я вновь вернулся к жанру «корпоративной лирики», написав несколько песенных текстов, посвящённых внутренней жизни Департамента культурных проектов «Союзмультфильма».
Вот такие неутешительные итоги. Вроде и не бесплодно, но похвастаться особо нечем. На 2020-й планы посерьёзней, но особых успехов в их претворении в жизнь я не жду.