2018-й неумолимо движется к завершению. Пора, пожалуй, начать подводить его итоги.
По всем признакам этот год обещал быть переломным. Им должны были завершиться очередной четырёхлетний кризис и начаться новая продуктивная пятилетка.
Примерно так и вышло. Кризис, начавшийся в 2014-м крахом сопротивления внутри Музея кино и последующим увольнением, продолжившийся трудным возвращением в НИИК и попытками наладить взаимовыгодное сотрудничество с тогдашним руководством «Союзмультфильма» (о чём я подробно писал в ЖЖ), завершился моим увольнением из НИИКа и переходом на постоянную работу в ТПО Киностудия «Союзмультфильм».
Расставание с НИИКом было тяжёлым и запоздавшим. Уходить надо было ещё год назад, когда стало ясно, что дальнейшее пребывание в структуре ВГИКа сулит лишь усложнение условий работы, а долги были на тот момент отданы (в виде сданной Учёному Совету монографии). Последний год работы был взаимно мучительным как для меня, так и для моего начальства (которому я благодарен за максимальное смягчение дисциплинарного гнёта в годы пребывания во ВГИКе). Финал оказался крайне нервозным. В начале года я завершил начерно большую статью для сборника (по замыслу, она должна стать первой частью новой монографии). Статья была забракована - я не угадал с темой и не смог вписаться в общую задачу коллективного издания. Пришлось спешно, в крайне сжатые сроки, писать совершенно новый текст взамен отвергнутого, на неизвестном мне, по сути, материале современной полнометражной анимации. Текст я написал, он был с трудом, но принят, и, надеюсь, никогда не будет опубликован - благо, спустя полгода НИИК расформировали. После такой психологически тяжёлой встряски я даже не пытался перечитать написанное - ни первый, ни второй материал.
По контрасту с последними месяцами работы в штате ВГИКа пребывание в структуре Музейно-выставочной службы «Союзмультфильма» оказалось чрезвычайно комфортным. Перечислить всё, что за это время удалось сделать, затруднительно. Консультации сотрудников, помощь в составлении тематических подборок и кинопрограмм для различных площадок, участие в решении судьбы архивных материалов, подготовка списков для оцифровки фильмокопий, интервью для приезжающих на студию корреспондентов и документалистов и многое другое. Особо хочется отметить несколько мероприятий. Презентацию на студии видеоподборки «Борис Петрович Дёжкин. Избранный мультипликат» вкупе с восстановленным при помощи Александры Евсеевой
scoperfield фильмом В.Г.Сутеева «Муха-Цокотуха», участие в вечере памяти Николая Ерыкалова, помощь Наташе Авдеевой в выработке концепции, систематизации и наполнении выставки «В главных ролях» в Санкт-Петербурге, достижение договорённости об оцифровке архивных аудиоматериалов (среди которых нашлось немало ценнейших звуковых документов), консультацию проекта «Гугл-чтения» по отечественным народным и литературным сказкам. Осенью я возобновил работу в РГАЛИ по уточнению студийной фильмографии и уже выяснил немало новых для себя фактов и деталей.
Восстановление «Мухи-Цокотухи», с которого для меня начался год, было первым моим опытом «кинореконструкции». Результат получился, кажется, вполне убедительным и достойным презентации на «Белых Столбах» (которая, надеюсь, состоится в 2019-м году).
2018-й был годом трёх поездок. Со мной такое случилось впервые, обычно я выезжаю куда-либо не чаще раза в год. В Курске участвовал в Третьем Фестивале российской анимации имени Бориса Дёжкина, показывал (с большим успехом) подборку дёжкинского мультипликата с лекционной преамбулой, участвовал в подведении итогов конкурса на проект бюста Бориса Петровича. В Великом Новгороде в рамках Фестиваля исторического кино «Вече» представлял в замечательном местном Киномузее две программы - советских фильмов-плакатов и картин Романа Давыдова на историческую тематику. В Екатеринбург на пятнадцатую «Кинопробу» привозил сеанс-лекцию «Галич и анимация» и три программы «Феномен заказного кино». Часть фильмов, показанных в Великом Новгороде, и большинство показанных в Екатеринбурге - свежие архивные находки, несколько десятилетий бывшие недоступными для зрителей (даже я многие ленты увидел впервые).
Это был и год двух столетий - Е.Д.Аграновича и А.А.Галича. К столетию Галича (опоздав всего на пару дней) я написал, наконец, черновой вариант давно задуманной статьи о работе Александра Аркадьевича в мультипликации (довольно высоко оцененный некоторыми специалистами) и на его основе провёл в Третьяковской галерее киносеанс (позже повторённый в Екатеринбурге - даже более удачно). К столетию Е.Д.Аграновича, заменяя Н.Н.Абрамову, выступил на вечере памяти в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (по итогам выступления в орловской газете состоялась публикация малоизвестного стихотворения Аграновича, найденного мной в архиве) и начал подготовку к серии киносеансов, запланированных на следующий год. Кроме того, немного посодействовал в хлопотах об установке памятной доски Евгению Даниловичу в Москве.
В этом году я получил предложение о договорной работе в Государственном центральном музее кино. С середины июня один день в неделю я уделяю визитам в ГЦМК и работе над атрибуцией фондовых материалов. За эти полгода через мои руки прошли материалы Фонда анимации, готовящиеся для Госкаталога; часть кукольной коллекции; экспонаты текущей выставки «Куклы 2.0»; значительная часть работ Е.Т.Мигунова; практически вся анимационная составляющая архива В.А.Никитина (а также множество его графических и живописных произведений); фотоархивы А.Л.Птушко и (частично) Л.А.Амальрика; новые поступления из Московского Детского Фонда; часть материалов фильмотеки. Помимо этого, произведён первичный осмотр архива А.Г.Снесарева и оказаны услуги по консультации некоторых публикаций в Интернет-ресурсах и грядущих выставок. Так что уходящий год оказался и годом двух возвращений - в штат «Союзмультфильма» (уже нового, но наполненного близкими и дорогими людьми) и в Музей кино (в фондовом отделе которого тоже удалось застать и прочувствовать родную атмосферу).
В 2018-м я в последний раз консультировал аукцион артефактов анимационного кино в Аукционном Доме «12-й стул» и написал небольшую статью о Ф.С.Хитруке для портала «Чапаев». Помогал информацией и советами специалистам по детской книге и советской киномузыке, а также документалистам, снимающим кино о судьбе старого студийного здания на Каляевской (Долгоруковской). К сожалению, не смог выкроить время для тщательной вычитки двухтомника Ф.С.Хитрука - видимо, придётся отложить эту работу на январь.
Со стишками в уходящем году было туговато. Большей частью я жил с ощущением очередного поэтического ступора, которые со мной уже случались неоднократно и рано или поздно проходили. Но по итогам - «набралось-таки народу», совсем бесплодным я этот год назвать не могу.
Наконец, о главном разочаровании 2018 года. Не уведомляя авторов проекта (меня и Романа Кобзарева), издатели сперва затормозили, а затем заморозили работы по подготовке первого тома альбома Е.Т.Мигунова. Судьба того подарка читателям, на который мы потратили не менее половины 2017 года, и который рассчитывали преподнести в 2018-м, теперь неизвестна. С каждым месяцем вероятность того, что это издание вообще не увидит света, возрастает. Мы с Романом по инерции в течение года продолжали поиски материалов для второго тома, но надежды на его рождение ещё меньше. Как разрешить эту ситуацию и минимизировать издательские риски, из-за которых остановлен проект, пока неясно.
Но в остальном уходящий год был благополучным и оставляет ощущение «года сбычи мечт». Это касается и мелких житейских радостей, и долгожданных профессиональных событий (таких, как начавшаяся оцифровка редкостей фильмотеки «Союзмультфильма», которую я ждал около пяти лет). Начавшись «Мухой-Цокотухой», ею же год для меня и завершается: в декабре написана статья о реконструкции звука «Мухи» для каталога «Белых Столбов». Последние недели года вновь наполнены мелкими катаклизмами и проходят на фоне повышенной нервозности, но очень надеюсь, что на характере грядущего 2019-го это не сильно скажется. А 2018-й я провожаю с благодарностью.