Итоги - 2017

Dec 28, 2017 15:01

К концу 2017-го подходил с ощущением усталости, опустошённости и неудовлетворённости.

В этом году я ощутил, что начинаю стареть. Ухудшились память, здоровье, работоспособность, зрение. Не катастрофично, но ощутимо. Исчез рабочий азарт. То, что мне легко давалось года три назад, уже не по силам.

Может быть, виной тому усталость из-за отсутствия полноценного отдыха. Не знаю. Но чувствую, что подъём в гору закончился, и начался спуск.

Многим, что удалось сделать в 2017-м, я недоволен. То, чем доволен, затянулось и стало «переходящим» в 2018-й. Хотя, когда начинаешь подытоживать сделанное, выясняется, что «в сумме» успел довольно много. И что год - это по-прежнему долго, что к концу его то, что происходило в начале, вспоминается уже как события давних времён. И что, может быть, не стоит чересчур сожалеть о напрасно потраченном отрезке жизни…

По традиции - коротко о самом главном.

Начинался год довольно бодро и продуктивно. Немного доработал монографию, дописал крупный фрагмент, внёс правку. По заказу «Детской комнаты Arzamas» составил четыре комментированных тематических подборки - о самых интересных, с моей точки зрения, советских мультфильмах: познавательного характера, военной тематики, по русским народным сказкам и литературной классике. Делал эту работу несколько поспешно, но результат получился, по-моему, любопытный. Опубликована пока только одна из четырёх подборок (о познавательных фильмах), причём - с сокращёнными (из соображений объёма) комментариями. Другая работа начала года - четыре «именных» статьи для портала «Чапаев» (об А.В.Иванове, И.П.Иванове-Вано, М.С.Пащенко и М.М.Цехановском), из которых обнародована пока тоже только одна (об Александре Васильевиче Иванове). «Чапаеву» же были высланы материалы незавершённой книги о Великой Отечественной войне - для создания на их основе «выжимки» (тоже пока не опубликованной). По окончании этих срочных заказных текстов продолжил работу над книгой (той самой) «Военные дороги «Союзмультфильма»» - начал шестую главу, но продвинулся не сильно.

В паузах провёл несколько публичных выступлений (они мне тогда ещё удавались): лекцию о фильме Р.В.Давыдова «Маугли» в Музее Востока и представление двух ретроспективных кинопоказов в Третьяковке.

Главной работой апреля - августа был первый том альбома Е.Т.Мигунова. За это время было написано и набрано больше четырёх авторских листов сопроводительного текста (включая ранее не опубликованные записи самого Евгения Тихоновича) и отобраны (совместно с Романом Кобзаревым) работы, которые составят первый том. Основная нагрузка по отбору легла на Романа, по текстам - на меня. В процессе подготовки издания пришлось заняться изысканиями в ВГБИЛ и РГДБ, нанести визит к Ксении Прытковой и осмотреть архив А.П.Сазонова и С.К.Бялковской (вместе с Павлом Шведовым tea_elf ), начерно составить «Хронику жизни и творчества» Е.Т.Мигунова, докупить несколько редких книжных изданий.

В августе занимался редактурой и дополнениями книги Сергея Капкова kapkoff «Энциклопедия советской и русской анимации», выходящей в Великобритании. Её пришлось делать тоже впопыхах, но я всё же успел написать изрядное количество авторских «вставок» в отредактированные тексты.

В июле оформился на работу в ТПО Киностудия «Союзмультфильм» в качестве научного консультанта дирекции. За полгода удалось осмотреть небольшую часть фильмотеки (перед переездом) и выявить ряд ценных киноматериалов, разобрать (вместе с Алексеем Юшенковым) остатки имущества фильмотеки на колокольне (обнаружив в том числе редкие плёночные материалы и документы), на новом месте - провести черновую систематизацию интереснейших архивов, найденных в процессе переезда (с документами ОГК, студийной бухгалтерии и отдела кадров), снабдить отдел по работе с персоналом копиями архивной документации для воссоздания структуры киностудии, проконсультировать различных работников (в том числе для проведения экскурсий и обновления постов в соцсетях), помочь в составлении хроники деятельности киностудии для экспозиционного холла и в снабжении его иллюстративным материалом, вычитать и выправить этикетаж к выставляемым в холле куклам, прочитать мини-лекцию о В.И.Попове группе, работающей над продолжением сериала о Простоквашино, составить первичный план издательской деятельности киностудии на 2018 год, включая планы первых научно-популярных изданий и переговоры с их потенциальными авторами и участниками. Непосредственно в процессе переезда участвовал в упаковке архива и имущества сценарного отдела и разгрузке музейного фонда.

В октябре - декабре главными занятиями были организация кинопрограммы в шести сеансах для Государственной Третьяковской галереи «Анимационный Октябрь» («Революция в анимации») и подготовка к фестивалю «Кинопроба». В процессе работы было оцифровано много редких и уникальных фильмов, хотя результатом собственных выступлений я остался недоволен (об этом я отчитывался отдельными постами в ФБ). Поездка в Екатеринбург вышла полуудачной и сокращённой из-за моей болезни, удалось провести один сеанс к 100-летию Октября 1917-го и два сеанса программы «Весь Анатолий Петров» (к 80-летию со дня рождения). Все лекционные кинопоказы были «повторением пройденного», а оно редко бывает успешным. В результате созрело решение отказаться от лекционной деятельности совсем.

Важной работой 2017 года был монтаж большого видеоролика (длиной в 1 час 18 минут), в который вошёл избранный мультипликат Б.П.Дёжкина, созданный им для фильмов других режиссёров. Я рассматриваю его как универсальное учебное пособие для начинающих аниматоров. Очень сложную техническую сторону этой работы бескорыстно обеспечили Шура Евсеева scoperfield и Константин Шатов. Презентация его на «Кинопробе» не состоялась, и первый публичный показ произойдёт, надеюсь, уже в следующем году.

Весь год работал над плановой статьёй для сборника НИИКа (она же - начало ещё одной книги, продолжающей тему монографии). Весной и летом исследовал периодику в Библиотеке имени Эйзенштейна, но непосредственно к созданию текста приступил только в конце года. Как и следовало ожидать, не успел к сроку - сделал чуть меньше авторского листа, примерно 1/3 или ¼ от задуманного. Придётся продолжить работу в январе.

В течение года консультировал mirandalina , работавшую над каталогами Аукционного дома «12-й стул», помог в составлении глоссария. Скромно поучаствовал в качестве консультанта в первом томе справочника Сергея Чистобаева sergej_manit «Художники детской книги СССР». Четырежды нарушил табу на дачу интервью. Проконсультировал нескольких исследователей.

В процессе подготовки питерской выставки к 100-летию Ф.С.Хитрука вычитал этикетаж, помог сделать переатрибуцию ряда предметов из фондов Музея кино. Практически то же сделал в декабре для выставки о «Ну, погоди!» в Галерее на Солянке, вдобавок вычитал и дополнил текст для экспозиции и составил фильмографию мультипликационных картин с погонями. Участвовал в музеефикации архива Н.О.Лернера - ездил вместе с Павлом Шведовым к Ларисе Машир, отбирали ценные материалы.

Сильно пополнил библиотеку, закупив изрядное количество букинистических изданий о кино и мультипликации. Написал чуть больше двадцати стишков.

Вот, собственно, и почти весь «урожай», не считая нескольких так и не реализовавшихся затей. Как можно заметить, почти всё завершённое не опубликовано, остальное не закончено. Поэтому 2018-й я встречаю с долгами, и новый год для меня, вероятно, будет всего лишь продолжением уходящего.

Впрочем, поглядим. Очень надеюсь на оживающую киностудию «Союзмультфильм» и на заманчивые перспективы, которые вырисовываются в случае успешной реализации наших планов. Но для этого нужны силы, которых пока мало. Попробую их набраться за праздники…

приключения, публикации, сеансы, анимация, лекции, выставки, Анатолий Петров, Союзмультфильм, мероприятия, Мигунов, Новый год

Previous post Next post
Up