Чижиков!

Sep 05, 2015 04:36

После двух дней, проведённых на книжной ярмарке за долгожданными и неожиданными приобретениями, сегодня, вне всяческих вернисажей, выставок и презентаций, получил наконец книгу, от которой невозможно оторваться и которую хочется смаковать бесконечно.

Заказана и оплачена была несколько недель назад. Почти «вслепую» отдал полторы тысячи.

Так вот - ОНО ТОГО СТОИЛО!

Юбилейный альбом «Виктор Чижиков. Мои истории о художниках книги и о себе». Издательский Дом Мещерякова.

Вот оно, это сокровище:










Книга, в первую очередь, очень интересно СДЕЛАНА. И в этом, помимо самого Виктора Александровича, огромная заслуга составителя и автора макета - Александра Семёнова. Макет Семёнова - это всегда знак качества. У него не бывает тривиальных решений, и данная книга - не исключение. Это - одновременно альбом работ Чижикова в книжной и журнальной графике и вне её. И одновременно - публикация устных рассказов Виктора Александровича.

Во-первых - книгу интересно и читать, и рассматривать. Речь Чижикова передана максимально близко к оригиналу, с сохранением авторской интонации.

Во-вторых - текст и изобразительная часть располагаются на одних и тех же страницах, не пересекаясь друг с другом, и даже особо не взаимодействуя. Рассказы печатаются как бы в пространстве макета, свободном от изобразительного наполнения, и байки художника о себе, друзьях и коллегах и галерея его героев проходят сквозь книгу «параллельным курсом». Если вы читаете воспоминания - вы всё равно находитесь в пространстве графики Чижикова, невзирая на то, что она не имеет прямого отношения к тексту (хотя интонационно - безусловно, имеет!). Если вы рассматриваете альбом - ваш глаз нет-нет да зацепится за остроумные фрагменты текста и знакомые фамилии, напоминая о жизни автора рисунков.

Вот как это выглядит (заранее прошу прощения за блики, заваленные горизонты и прочие погрешности съёмки - она чересчур «домашняя»):










Первая часть книги - детство. Она как раз цельная: воспоминания, фотографии, первые рисунки будущего классика.




Затем - начинается «параллельное плавание». Второй раздел воспоминаний-рассказов посвящён преимущественно писателям и художникам. Хотя среди их героев попадаются политики, журналисты, композиторы, артисты, телеведущие… Компания получилась весьма пёстрая: Михаил Куприянов, Павел Захаров, Анатолий Митяев, Ефим Чеповецкий, Вениамин Лосин, Самуил Алянский, Михаил Румянцев (Карандаш), Николай Устинов, Корней Чуковский, Алексей Аджубей, Иван Семёнов, Эдуард Успенский, Юрий Коваль, Владимир Высоцкий, Константин Ротов, Мануил Семёнов, Никита Хрущёв, Дмитрий Полянский, Евгения Ершова, Иван Бруни, Евгений Гуров, Агния Барто, Владимир Матвеев, Владимир Каневский, Дмитрий Бисти, Андрей Усачёв, Лео Бродаты, Тамара Зуйкова, Виктор Драгунский, Виталий Стацинский, Михаил Черемных, Яков Аким, Евгений Монин, Михаил Светлов, Константин Симонов, Юрий Молоканов, Фердинанд Маркос, Татьяна Колюшева, Елена Малышева, Сергей Кузьмин, Юрий Узбяков, Наум Лисогорский, Дональд Биссет, Валерий Зубков, Богдан Чалый, Аминадав Каневский и многие другие. Есть и рассказы житейские, не связанные с жизнью в искусстве вовсе.

Разворачивается повествование на фоне галереи книжной графики, где представлены серии рисунков к «Тайне детской коляски» Драгунского, «В стране невыученных уроков» Гераскиной, «Переполоха» Нины Воронель и Ренаты Мухи, «Али, Кляксича и буквы «А»» Токмаковой, «Я на облаке летал» Пляцковского, «Волчьей песни» и «Русачка» Заходера, «Площади картонных часов» Яхнина, «Огнива» Андерсена, «Хочу луну!» Элеонор Фарджон, «Стихов друзей» и «Лесной академии» Михалкова, «Звездочётов» Льва Кузьмина, «Доктора Айболита» и загадок Чуковского, «Забытого дня рождения» Биссета, «Было у бабушки сорок внучат» и «Медвежонка-невежи» Барто, «Приключений Чиполлино» Родари, «Вниз по волшебной реке», «Мехового интерната», «Дяди Фёдора, пса и кота» и «Колобок идёт по следу» Успенского, «Сундучка» Сергея Иванова и Рины Зелёной, «Волшебника Изумрудного города» Волкова, «Вити Малеева в школе и дома» Носова, «Винни-Пуха и всех-всех-всех» Милна и Заходера, «Детства Чика» Искандера, «Алисы в Стране Чудес» Кэрролла, басен Крылова, сказок Геннадия Цыферова и Сергея Михалкова, а также чижиковских «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Наше вам с кисточкой», «Пети и Потапа», «Годных негодников» и др. На многих разворотах попадаются фрагменты знаменитой «кошачьей галереи» Чижикова, а завершается раздел фрагментами стихотворно-графического "кошачьего" цикла.

Вот несколько примеров:






















Четыре изумительных разворота посвящены наброскам, не привязанным к конкретной прикладной задаче.













(эта роскошная девушка на эскалаторе никак не хотела сниматься при свете)




И два разворота заполнены пронумерованными «Абракадабрами» - бессюжетными рисунками, сделанными для «разминки» перед работой.







(в правом верхнем углу - «лошадь, узнавшая о подорожании овса»)

Отдельно выделена чижиковская кошачья керамика:




И, конечно, разворот отдан Мише Олимпийскому.




Третий раздел - чижиковские шаржи на ближайших друзей и коллег с рассказом о каждом из персонажей. Здесь - Михаил Васильевич Куприянов, Геннадий Калиновский, Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владимир Перцов, Николай Устинов, Илья Кабаков, Георгий Ковенчук, Юрий Копейко, Виктор Дувидов, Виталий Стацинский, Валерий Дмитрюк, Леонид Каминский, Владимир Каневский, Геннадий Снегирёв, Юрий Коринец, Евгений Шукаев.







Четвёртый раздел - журнальная графика. «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка».










Отдельно выделены чижиковские серии - «Коты великих», «Весёлая история», «Великие за партами».







В конце - фотогалерея и справочная информация: библиография, списки наград, выставок, интервью и рецензий, тоже с «кошачьими метками».







Ну, и вдобавок - стихотворные поздравления Виктора Александровича, предисловие Александра Семёнова, эпиграф из Юрия Коваля, «игровые» форзацы, корешок и суперобложка (как это часто бывает у Семёнова) и многое-многое другое - в одном томе.




Фотографии, конечно, не позволяют оценить уровень графики, но дают представление о многообразии обнародованных материалов и качестве макета.

Вообще, по ознакомлении с альбомом понимаешь, что Чижиков - пожалуй, уникальный художник, чей мир вмещает одновременно и Михалкова, и Успенского; и Коваля, и Волкова; и Биссета, и Барто; и Искандера, и Андерсена; и Крылова, и Кэрролла… Эта универсальность - по-моему, не имеет аналогов. Чижиков впускает в свою Вселенную любого, в ком есть хотя бы доля гротеска. И наделяет истинно чижиковским безоблачным обаянием…

Как бы я кусал локти, если бы не подписался на этот альбом!..

юбилей, Олимпиада, карикатура, Чижиков, книги

Previous post Next post
Up