Событие

Apr 03, 2015 01:55

Почему говорят, что «научить режиссуре невозможно»?

В том числе и потому, что не существует единой методики режиссуры. У каждого мастера она индивидуальна. У Степанцева - одна, у Гамбурга - другая, у Качанова - третья, у Хитрука - четвёртая, у Курчевского… Дёжкина… Давыдова… Калишера… Серебрякова... Хржановского… (далее везде).

Разобраться, что для режиссёра было приоритетно, какие задачи он ставил в каждой из работ, какими средствами их решал, какими путями приходил к этому решению - одна из самых захватывающих задач для исследователя. Сделать это можно, опираясь на анализ фильмов, прямую речь, зафиксированную в интервью, статьях и стенограммах, да на документацию. Потому что подробных описаний своего творческого метода ни один из режиссёров не оставил. Исключения - Хитрук и в какой-то степени Курчевский (его книга, хоть и носит популяризаторский характер, достаточно внятно свидетельствует о его подходе к материалу как художника). Что до отечественных методических книг по режиссуре мультипликационного кино, то их вообще не было. До сегодняшнего дня.

Сегодня во ВГИКе прошла презентация книги Анатолия Ивановича Солина и Инны Александровны Пшеничной «Задумать и нарисовать мультфильм», которую мне год назад выпала честь рецензировать. Рецензия, как сказала Инна Александровна, помогла при доработке текста и исправлении тех шероховатостей, которые в ней были отмечены. Теперь книга вышла из печати. Презентация состоялась на следующий день после юбилея Инны Александровны и была совмещена с её чествованием. Анатолий Иванович книги не дождался…




Это - первое в истории отечественной литературы изложение принципов режиссёрской работы в методической форме - «от и до». Большая удача, что книгу писали двое: режиссёр (вышедший из мультипликаторов) и художник-постановщик. Благодаря этому в учебнике нет однобокости, которая часто наблюдается в такого рода литературе, когда выбирается либо взгляд на фильм художника, либо - мультипликатора. В книге Солина и Пшеничной можно найти всё: от выбора темы и разработки сценария до принципов монтажа и вопроса авторских прав художника-постановщика. Опять-таки - впервые в отечественной практике.

Разумеется, это изложение принципов работы именно этого тандема авторов. Оно подкреплено примерами из их практики, огромным количеством иллюстративного материала - эскизов, раскадровок, разработок движения, фрагментов сценариев и многого другого. Но такая книга - первая и пока единственная. Поэтому нет сомнений, что спрос на неё будет велик. Это - Событие.

Сейчас купить книгу по самой низкой стоимости (800 рублей) можно на книжной распродаже во ВГИКе, в фойе второго этажа. Разумеется, доступна она почти исключительно студентам ВГИКа. Небольшая часть тиража отправлена в один из книжных магазинов Москвы, но там издание продаваться будет уже с наценкой. Павел Шведов tea_elf рассматривает возможность объявления подписки для желающих заполучить этот труд.

Тираж - 500 экземпляров, издание ВГИКа, оригинал-макет и дизайн обложки - авторские. Оглавление можно посмотреть здесь:

http://www.vgik.info/publishers/publications/Zadumat%20i%20narisovat%20multfilm.pdf

Под катом - фотографии нескольких разворотов (с извинениями за качество) и «хвалебная» часть рецензии, написанной год назад.

Книга «Задумать и нарисовать мультфильм» известного режиссёра отечественного анимационного кино Анатолия Ивановича Солина и его постоянного партнёра и соавтора, художника-постановщика и режиссёра Инны Александровны Пшеничной - первая после долгого перерыва в отечественном книгоиздании работа, описывающая процесс создания мультипликационного фильма. В отличие от предыдущих книг, написанных на эту же тему нашими мастерами (например, «Рисованный фильм» И.П.Иванова-Вано), она не ограничивается пересказом технологических записок и общим описанием специфики мультипликационного кино. В то же время она не представляет из себя теоретического эссе о природе профессий режиссёра и художника-постановщика и особенностях их работы. А.И.Солин и И.А.Пшеничная делают попытку проследить весь процесс создания мультипликационного фильма - от замысла до печати контрольной фильмокопии, - снабжая этот рассказ практическими рекомендациями будущим режиссёрам и художникам мультипликационного кино, основанными на собственном многолетнем опыте. Таким образом, книга содержит и описание производственного цикла, и обобщение основных творческих правил и законов, которые необходимо учитывать при создании анимационного кинозрелища. Неразрывная связь творческого и производственного процессов - один из основных объектов внимания авторов книги.

Впервые в такого рода работе подробно рассматривается проблематика монтажа анимационных фильмов, их ритмических особенностей, разработки мизансцен, даются практические рекомендации по поиску изобразительного решения, гармоничных цветовых сочетаний, описываются закономерности композиции кадра, драматургии цвета. В этом отношении книга пока не знает аналогов в отечественной методической литературе по анимационному кино.

Авторы снабжают рассказ большим количеством примеров из собственных работ, в том числе в виде иллюстративного материала - эскизами, сценариями, раскадровками, типажами, производственной документацией, комиксами и книжными иллюстрациями, сделанными на основе снятых фильмов. Практически весь богатейший иллюстративный материал публикуется впервые, так что книга является ещё и своеобразной «персональной выставкой» авторов, широкой презентацией их произведений. Это не позволяет рассказу становиться излишне отвлечённым и схоластическим. Кроме того, многие приведённые в книге подробности процесса создания фильмов могут представлять интерес и для исследователей истории мультипликационного кино. Резко контрастируют с принятой манерой изложения материала иронические эпиграфы, выбор которых отчётливо проясняет авторскую позицию и мировоззрение.

Отдельной оценки заслуживает макет книги, созданный самими авторами. В нём проявился как отменный вкус, так и высокое полиграфическое мастерство. В отношении полиграфической культуры книга «Задумать и нарисовать мультфильм» может стать одним из лучших российских изданий о кино.






















Думаю, количество желающих иметь такое издание в библиотеке сильно превысит тираж в 500 экземпляров. Так что - торопитесь!..

юбилей, анимация, мероприятия, Пшеничная, Солин, книги

Previous post Next post
Up