Третий концерт абонемента «Параллели: композитор - режиссёр» в «Филармонии-2» получился, пожалуй, самым удачным.
Если первый концерт был «пробой», освоением новой для Оркестра кинематографии площадки, а второй проходил в очень тяжёлых условиях, то сегодняшний - реализовался на редкость удачно и был подпорчен разве что техническими звуковыми шероховатостями в первом отделении.
Очень хороши были вокальные номера в исполнении Ольги Годуновой и Петра Маркина. Годуновой приходилось «соревноваться» с Аидой Ведищевой, Алисой Фрейндлих и Валентиной Пономарёвой, а Маркину - с Андреем Мироновым, Валерием Золотухиным и Олегом Далем. Маркину удалось, не повторяя буквально приёмов своих предшественников, сохранить интонационную преемственность и при этом не потерять исполнительской самостоятельности. Что касается Ольги Годуновой, то её трактовки были совершенно оригинальны и при этом чрезвычайно выразительны. Она смогла показать потрясающий интонационный диапазон: от игривой весенней «Песенки о медведях» до страстно-пародийного танго «Помоги мне…», от камерного «Романса о романсе» до драматичнейшего номера «Назначь мне свиданье на этом свете»…
Оркестр тоже «выложился», показав виртуозность своего состава, особенно во втором отделении, исполняя инструментальные номера Александра Зацепина, требовавшие высочайшей техники и нетрадиционных приёмов и средств звукоизвлечения. Особенно лихо прозвучала «Погоня» из «Ивана Васильевича…», и очень интересно - стилизованная под финскую национальную музыку «Охота на поросёнка» из «За спичками».
И, наконец, об открытиях. Вновь в программе было несколько номеров, которые я в оригинальных вариантах слышал впервые.
Во-первых, это инструментальные мелодии Андрея Петрова к «Гаражу» и «Жестокому романсу» («Погоня»). На концерте они прозвучали в более полных вариантах, нежели в фильмах и даже в издававшейся аудиозаписи.
Во-вторых, это тема из «Забытой мелодии для флейты». В этой работе Рязанов пошёл по несвойственному для себя пути в музыкальном решении (радикальнее он поступил разве что в «Дорогой Елене Сергеевне», вообще отказавшись от оригинальной музыки). В фильме звучат три песни, но существуют они обособленно, их темы нигде больше не развиваются. Всё действие (исключая «мистическую» часть) построено исключительно на бытовых шумах, и единственная мелодия, несколько раз возникающая на их фоне - та самая тема флейты. Но в фильме она звучит в минималистской аранжировке, в сопровождении всего нескольких инструментов. И лишь на сегодняшнем концерте можно было услышать исполнение этой мелодии полноценным оркестровым составом.
И наконец, во втором отделении целиком прозвучал ресторанный твист Александра Зацепина из «Кавказской пленницы», от которого в фильме осталась лишь небольшая концовка. Причём прозвучал мощно и эффектно, как и завершающий концерт марш из «Операции «Ы»…».
Можно поздравить оркестр с удачным завершением первого сезона на новой концертной площадке!