Два мира - два Шапиро

Jul 10, 2020 12:27

Начало "Great Game" в 1830-х - это реальный сюр.
Просто захотелось сравнить два подхода - русский и английский.
Итак, англичане.

17 декабря 1838 года полковник ОИК Чарльз Стоддарт прибыл в Бухару к Насрулла Хану, дабы объяснить, что
а) британское движение в Афганистан Бухаре не угрожает.
б) надо заключить союз с британцами против России.
С собой Стоддарт привез:
а) письмо от генерал-губернатора Индии Уильяма Макнаттена.
б) себя.
Ни подарков, ни хотя бы официального письма от королевы Виктории (ибо Насрулла считал себя ровней именно королеве, а не какому-то ее чиновнику).
К тому же Стоддарт не уважал обычаи, принятые в Бухаре, перед сидящим на троне Насруллой он появился на лошади и даже с нее не слез. По восточным меркам он получается вообще ничего не мог предложить. Вернее не так - пока не соблюден хоть минимальный церемониал- с ним даже разговаривать смысла не имело. Конец немного предсказуем - Навозная яма с насекомыми на три года, когда в 1841-м англичане захватили Кабул - Насрулла предложил Стоддарту принять ислам (в прямом смысле), тот сломался, принял, был переведен на домашний арест. ну а когда афганцы разбили англичан на переходе от Кабула к Джелалалбаду - Стоддарта и Конолли просто привели на площадь у крепости Арк, приказали выкопать самим себе яму, поставили на колени и отрубили головы.
На просьбу вернуть тела Насрулла даже не прореагировал. Даже когда в 1845-м в Бухару приехал американский миссионер Вольф, который на собранные от "Общества Стоддарта и Конолли" (да, было и такое!) деньги закупил... пару десятков книг "Робинзон Крузо" на арабском и сотни самых дешевых часов. Ну типа вот этим подкуплю Насруллу - тела и отдаст. Насрулла на приеме заставил Вольфа пасть ниц не 3 раза по обычаю, а 30, ночью подослал ему наложницу-мусульманку, перед этим кинув мульку, что по обычаям Бухары, тот кто переспит с мусульманкой - автоматом принимает ислам. Вольф писал,что всю ночь отбивался от искушения. И наконец - финалочка - собирал он вещи под музыку "Боже, храни королеву", которую Насрулла приказал играть у его дверей безостановочно. Естественно, никаких тел ему не отдали.

И второй подход - русский.
В 1839 году бухарский хан Насер-Улла направил ко двору Николая I своего посланника Балтакулибека Рахматбекова с ходатайством «о присылке в Бухарию горного офицера для исследования тамошних руд и для отыскания металлов и дорогих камней...»
По этому приглашению в 1841 году в Бухару прибыла миссия Константина Федоровича Бутенева.
Среди всего прочего Николай писал Бутеневу: "...Бухария, по положению своему в отношении к России и по торговым нашим видам, есть одно из тех ханств Средней Азии, в которых должно быть упрочено политическое влияние Империи. Но для достижения сей цели необходимо в точности знать какие преимущественно должны быть избраны к тому пути; и из этого проистекает истина, что нужно о помянутом ханстве приобретать всякого рода сведения, кои могли бы служить основанием для дальнейшей системы действий наших..."
Или вот: «Проникают ли в Бухарию английские мануфактурные произведения и если проникают, то в какой мере и из каких мест?, по каким ценам продают их изделия и как они добротою своею сравнительно с нашими?...До какой степени можем мы надеяться на выгодное соперничество товаров наших с товарами английскими?...Что доставлять из России и что из Бухары?...Какие меры могут быть приняты для уменьшения вывоза из России звонкой монеты?..»
Приняли русских просто шикарно, тем более - что они не стали изображать из себя Стоддарта и соблюли протокол, ведя себя нормально. Миссия рус­ского царя, искусно приспосабливаясь к нравам феодальной знати Бухары, одарила хана богатей­шими презентами и соблюдала правила восточ­ного этикета.
В том же 1841 году английский посол в России обратился к императору, чтобы Бутенев посодействовал освобождению Стоддарта, и самое смешное, что Бутенев этого на переговорах добился. Насрулла был готов отпустить Стоддарта, но... в Россию, и обратно вместе с миссией Бутенева. Когда такой вариант сообщили Стоддарту - тот... отказался. Потому как попасть руки вероятного противника для него казалось гораздо хуже, чем оставаться в лапах бухарского хана.
Миссия Бутенева завершилась в апреле 1842 года. Какой же ее итог? Лучше всех ответил на этот вопрос Ханыков: "Успех нашей миссии в Бухаре был решительно тот же, как и у всех предыдущих, посланных туда со времен Бориса Годунова. Мы привезли дружеские заверения со стороны Эмира Бухарского и положительный отказ исполнить хоть одно из умереннейших требований Государя Императора". Тем не менее, в сравнении с миссией Стоддарта-Конолли даже такой исход выглядит гораздо успешнее.
И на мой взгляд проблема в том, что после Наполеоники английские дипломаты, в том числе и дипломаты Компании, просто разучились вести переговоры на Востоке, больше надеясь на грубую силу, чем на игру ума, на дипломатию.


политик, их нравы, ОИК

Previous post Next post
Up