На актуальную тему, №3

Apr 22, 2020 16:32

К сожалению, ограниченный формат статьи (всего на 30 тыс. знаков, а все знают, что я не умею писать кратко) не позволил включить туда много интересного, о чем и хотел поговорить.
Вообще, чума 1654 года сыграла особую роль в истории России, и ее последствия растянулись примерно на 100 лет. И тут следует начать сначала.
Примерно с 1350-х годов эпидемии сильно терзали Северо-Запад (Псков и Новгород), а так же пограничные земли. Связи между областями России были довольно слабыми, и к 1650-м годам утвердилось мнение, что в Москве эпидемий не бывает, и связано это со здоровым воздухом и лесами столицы. И вот в сентябре 1654-го года рвануло не по-децки.
Москвичи начали разбегаться по окрестностям, и как следствие - разносить заразу. В провинции быстро смекнули, откуда у них чума, и москвичей начали немножечко убивать. В целях профилактики.
Чтобы закрыть столицу, царь послал с польского фронта 600 стрельцов для охраны ворот, "а они все умерли; послал других, и эти так же умерли; в третий раз послал, и с этими случилось то же самое, ибо всякий, кто входил в столицу, тотчас падал мертвым" (патриарх Макарий). Запах гниющих трупов наполнял город, москвичи панически бежали из Москвы, но только затем, чтобы либо умереть по дороге, либо быть убитыми в других русских городах.

"Итак, чума, начавшаяся в Астрахани, в конце июня 1654 года попала в Москву. В июле люди начали умирать с пугающей регулярностью, и 24 июля патриарх Никон и царица покинули Москву (царь Алексей Михайлович находился при действующей армии), и оставили в столице своих наместников - князей Пронского и братьев Хилковых. В августе началось лавинообразное увеличение больных. А дальше произошло повальное бегство из Москвы стрелецких полков, при этом ни Пронский, ни Хилковы не смогли этому помешать. Более того, Пронский в начале августа дал официальное разрешение москвичам и жителям слобод покинуть город и переселиться в окрестности. Пронский умер от чумы 11 сентября, Федор Андреевич Хилков - по одним данным 12 сентября, по другим - просто лежал при смерти, и умер позже, в 1657 году. В один час Москва лишилась и управления, и войск, и начальства. Даже арестантов сторожить было некому.
В городе начались грабежи и разбои: «А воровство де на Москве объявилась. В Белом городе разграбили Филонов двор Оничкова, да Алексеев двор Луговского, да за городом разграбили Осипов двор Костяева, иные выморочные пустые дворы многие грабят, а воров унять некому. Да по вашему государеву указу для малолюдства велели запереть ворота, а у тех ворот стрельцов поставить некого, стоят без перемены 3 или 4 человека и те больны».
По оценкам Павла Аллепского от эпидемии умерло до 300-350 тысяч человек, «Москва, прежде битком набитая народом, сделалась безлюдною. Собаки и свиньи пожирали мертвых и бесились, поэтому никто не осмеливался ходить в одиночку, ибо если одолевают одинокого прохожего, то загрызают его до смерти».
Все приказы на Москве были закрыты, дьяки и подьячие разбежались, ворота были открыты настежь за отсутствием сторожей и стрельцов, в Москве остались лишь те, кто не мог бежать.
А теперь вернемся в начало августа и вспомним разрешение Пронского жителям покидать Москву. 10 августа эпидемия чумы началась в Звенигороде, 15-го - в Калуге, Тула и Торжок запылали еще раньше, 26 августа развели карантинные костры Ржев и Суздаль, 5 сентября - Дедилов и Малоярославец.
К октябрю эпидемия охватила местности, которые позже стали Тверской, Рязанской, Нижегородской, Владимирской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Черниговоской, Ярославской губерниями. А все из-за глупейшего разрешения в попытке умаслить стрельцов покидать Москву. Кстати, именно бежавшие стрельцы и стали переносчиками болезни в регионы.
Внутри Москвы не были проведены решительные карантинные мероприятия, не закрывались церкви, не разгонялись скопления людей. Зная и чуме в Астрахани и Смоленске, на заставах прибывшие оттуда не проходили ни санитарного осмотра ни карантинного задержания.
С началом чумы патриарх и царица просто бежали из столицы, назначенные ими князья допустили все возможные ошибки в борьбе с эпидемией, и допустили ее распространение на почти всю европейскую часть России. Вымерли почти все села в радиусе 700 верст от столицы. Чума свирепствовала с августа до конца декабря.
Главными выгодоприобретателями оказались выжившие священники, которые «приобрели огромные богатства, ибо, не успевая отпевать всех поодиночке, отпевали многих за раз, и брали за это сколько хотели. Обедня доходила до трех рублей и больше, да и за эту цену их не всегда можно было иметь».
За время чумы 1654-55 годов Россия потеряла по разным данным до половины населения. Система кордонов не сработала, а противопоставить эпидемии жители могли лишь крестные ходы, молебны да «святую воду».
Чума 1654 года настолько напугала Москву, что в 1665-м, узнав, что в Лондоне вспыхнула эпидемия «черной смерти», Россия прервала все торговые отношения с Англией, а архангельская гавань была закрыта. В 1684 году в Москве отказались принимать посла от запорожцев, а в 1692-м - представителя от Донских казаков. Основание простое - ехали через «моровые» земли. "

Читать полностью тут: https://fitzroymag.com/istorija/vojna-s-nevidimym-vragom/


медицина, Россия

Previous post Next post
Up