Вообще, пребывание Осуны на посту вице-короля Неаполя - это сгусток не только жарких боев, но и дипломатических интриг, которые заткнут за пояс любые фэнтази и исторические сериалы.
Начнем, наверное, с повторения уже когда-то изложенного. Во Фландрии Осуна проштудировал и изучил устройство английского флота, и на Средиземноморье прибыл с твердым убеждением, что господство на море обеспечивают не галеры, а парусные корабли. Понятно, что с его прибытием в Неаполь были заложены сразу несколько галеонов, но когда они еще построятся?... Поэтому осенью 1617 года в Англию был послан купец Александр Роуз с 12 тысячами марок, с задачей нанять 4 или 6 галеонов в Голландии или Англии, которые должны были прибыть в Неаполь (для маскировки) с грузом сушеной рыбы, а далее - вооружены и приняты в состав неаполитанского флота.
Венецианцы, узнав об этом, немедленно отправили своих представителей в Лондон и Гаагу с задачей приложить все усилия, чтобы этот план не был реализован. Посол Венеции во Франции Контарини, прибыв в Лондон, сказал королю Якову, что Венеция бы не поняла, если бы Яков разрешил своим подданным участвовать в подобных делах. В результате Роуз, уже прибывший в Англию, был вызван на Большой Совет и тщательно допрошен. Хотя он сохранил в тайне, что капитаны нанимаемых им судов должны были впоследствии служить Осуне, король, явно что-то подозревая, собрал всех судовладельцев Лондона и Плимута из заставил их поклясться, что они не будут служить в испанском флоте. Король, по совету Контарини, так же предупредил купцов не посылать свои корабли в Неаполь, так как они там могут быть захвачены и взяты на испанскую службу.
Когда в феврале 1618 года Роуз вернулся, Осуна был страшно разочарован. Он попытался действовать через другого английского купца, Гарсета, которому выделил деньги на найм - страшно сказать! - 40 парусных кораблей. Однако Гарсет был пойман в Плимуте, препровожден в Лондон и там казнен, а деньги его конфисковали. Такая суровая мера отпугнула всех английских коммерсантов от возможных выгод сотрудничества с Неаполем, и до конца 1618 года ни один английский корабль не появлялся в итальянских портах. Осуне лишь удалось захватить два мелких английских и три голландских судна, которые были перевооружены и вошли в состав неаполитанского флота.
Понятно, что даже такое количество парусников вызвало резкое осложнение отношений с Венецией, и в результате испанские корабли оказались запертыми в Мессине, тогда как берберийский пират-ренегат Сансон грабил побережье Калабрии фактически безнаказанно.
Что касается Венеции. Уже весной 1617 года она наняла 3200 голландцев и англичан для защиты под командованием Йохана Эрнеста Нассауского. Но... венецианцы решили в какой-то момент сэкономить на наемниках, и начали задерживать им жалование. В результате в январе 1618 года чуть не возник бунт, который был подавлен, а в марте часть наемников пополнила ряды заговорщиков Жака Пьера (
см. прошлый пост). Там не менее, ситуация с деньгами у наемников не улучшилась, процветали грабежи, дуэли и полный разброд и шатание.
На море венецианцы, не удовлетворившись своими силами наняли английские и голландские суда (7 английских и 12 голландских кораблей), которые 27 июня прибыли на Корфу. Прибытие этих эскадр сделало Венецию доминирующей силой на Средиземноморье, но... ненадолго. Причиной опять стал денежный вопрос. Венецианцы платили и меньше оговоренного, и не в срок. В результате, примерно 8 кораблей... переманил на свою службу Осуна, который четко выполнял свои обязательства и платил как в элитном банке - день в день. Еще два корабля ушли к пиратам, в Тунис, где нанялись на службу мусульманам. Таким образом, уже к августу 1618 года господство на море перешло к Осуне, что заставило Венецию в январе 1619 подписать с англичанами договор о найме еще 5 английских судов, чтобы как-то противостоять испанцам.
Король Яков, однако, не хотел ссориться ни с Венецией, ни с Испанией. И он ответил отказом.
Был и еще один момент. Вообще ренессанс испанского флота вызвал в Англии неприкрытую тревогу. На начало 1618 года в действующем флоте у англичан оставалось только 6 кораблей - 2 в Дувре, 2 в Плимуте, 2 в Шотландии (Ньюкасл-эпон-Тайн). Офицеры и матросы имели трехгодовую задолженность по зарплате, что вызвало бунт в феврале 1618 года. Остальные корабли (24 единицы), стоящие в Медуэе, просто сгнили.
В общем, Англия начала судорожное корабельное строительство. Испанцы, узнав о такой реакции англичан, отказались от усиления эскадр в Ла-Корунье и Сантандере, и сообщили, что увеличивают численность только средиземноморского флота, понятно дело, что для борьбы с пиратами. Даже пригласили англичан в совместную "охоту за головами", однако те отказались. Причина проста - началась англо-голландская торговая конкуренция, а конкурентные войны выигрываются с пушками гораздо лучше, чем в честной борьбе. Ну и после убийства Кончито Кончини начались до кучи сложности с Францией. Дошло даже до того, что губернатор Нормандских островов получил приказ вооружить все корабли и быть готовым к началу каперской войны против соседей.
В общем, эта вялотекущая война "всех против всех" стала прологом Тридцатилетней войны.