Крымская, медицина по-английски

Oct 18, 2018 13:17

Когда союзники высадились в Балаклаве, они столкнулись с тем, что никаких медицинских лагерей и учреждений у них там нет. Поэтому в срочном порядке в госпитальные транспорты были переоборудованы пароходы Kangaroo и Dunbar. Оба парохода прибыли из Скутари в Крым 22 сентября. Врачи на этих судах были сразу загружены работой - например только одних ампутаций до конца 1854 года было проведено 824 штуки. Кстати, все отрезанные конечности кидали в лагуны Балаклавской бухты, что стимулировало там размножение рыбы.
На вечер 22 сентября 1854 года на Kangaroo было перемещено 452 больных, на Dunbar - 357. Мест на госпитальных судах категорически не хватало, поэтому была развернута сеть полевых госпиталей, на корабли отправляли только тяжелых. В ноябре произошел трагикомический случай. Глава медицинской службы армии в Балаклаве Роберт Лоусон сильно любил пить. Чистый спирт. Ну и во время очередного подпития при отправке раненных перепутал корабли - отправив раненных и инвалидов на транспорт Эйвон, доверху забитый грузом леса, бочками с ромом, и одеялами. Капитан траспорта охренел, и сказал, что не примет никаких больных, размещать ведь их совершенно негде. Пока судились и рядились, начался шторм, и больные просто утонули.
Лоусон был снят Рагланом с должности, а с 15 января 1855 года было решено всех тяжелораненых и больных отправлять в турецкий госпиталь, в Скутари (ныне район Стамбула). И больница в Скутари... встала. Ибо наплыв пациентов был столь велик, что их не успевали даже сортировать. Не хватало врачей, лекарств, медицинских инструментов, и полетели запросы и мольбы о помощи в собственно Англию. С чем англичанам повезло в Турции - так это с погодой. Реально морской воздух и отсутствие гнилостных испарений делают чудеса - больные там выздоравливали ускоренными темпами. Однако вскоре появилась другая проблема - отхожие места. Людей было столь много, что вскоре запах моря уже не чуялся - был только запах говна, мочи и протухшей еды (Примерно как на набережной Самары вечером в благословенные 90-е, когда кабаков-пивных-разливочных там было просто по 3 штуки на квадратный метр и ближе к вечеру дружно бухала вообще ВСЯ набережная).
В Скутари был послан полковник Шепперд который железной рукой начал наводить там порядки, буквально заставив выкопать отхожие рвы, определив какие группы людей куда и когда ходят, когда вырываются новые и засыпаются старые рвы. Это облегчило ситуацию с нечистотами и спасло Скутари от эпидемий. Ну а далее - дело известное и сто раз описанное - санитарная комиссия при армии и Флоренс Найнтигейл.



Скутари (ныне Ускюдар), Стамбул.

Крымская война, медицина

Previous post Next post
Up